16
қаңтар
2022
Планирование профориентационной работы с учащимися. Консультация психолога для классных руководителей.
Выбор профессии — одно из самых серьезных решений, которое нужно сделать выпускникам школ.
Изменение ситуации в пользу молодого поколения во многом зависит от своевременности формирования мотивации и систематической работы по профориентации, которую необходимо целенаправленно и планомерно вести еще с начальной школы.
Профориентация — комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы: получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся; выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования. Основные направления профессиональной ориентации учащихся: профессиональной просвещение; профессиональная диагностика; профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
• 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую; постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
• 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики;
• 8-9 классы: групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; профессиональное самопознание;
• 10-11 классы: коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы со школьниками:
- оформление уголка по профориентации,
- странички на школьном сайте в разделе «Профориентация»,
- группа в социальных сетях;
- взаимодействие с учреждениями дополнительного образования,
- профориентационными центрами города;
- тематические классные часы;
- встречи с профессионалами в разных областях и отраслях хозяйства.
Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.; тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности; консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.);
- организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия;
- посещения дней открытых дверей учебных заведений; встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества; привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
- проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
- тематические родительские собрания;
- индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.