Родителям «От выбора профессии зависит успешность жизни вашего ребенка» » КГУ «Школа-лицей №28 им.М.Маметовой»
Алматы қаласы Білім басқармасының
«М.Мәметова атындағы №28 мектеп-лицей»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 261-64-82
Есепші бөлімі:
+7(727) 272-69-46
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » Родителям «От выбора профессии зависит успешность жизни вашего ребенка»
10
желтоқсан
2020

Родителям «От выбора профессии зависит успешность жизни вашего ребенка»

Почему же для сегодняшних молодых людей выбор профессии — это проблема? Думаю, причин несколько.

Во-первых, очень сильно расширился список профессий: исчезли многие «старые» (знакомые по рассказам родителей, бабушек и дедушек), появилось очень много «новых» (незнакомых старшему поколению, имеющих иностранное наименование и др.).

Во-вторых, сегодняшние подрастающие дети не имеют возможности ознакомится с особенностями профессиональной деятельности своих родителей, бабушек и дедушек по вполне понятным причинам: как правило, бизнес-процессы не терпят посторонних, большая часть работы происходит в мыслительном (ненаблюдаемом) плане. Поэтому очень трудно объяснить ребенку, что папа/мама думает, поэтому устал(а). Для маленького ребенка это совершенно непонятно, для более старшего становится понятным смутно, а для старшего подростка приобретает значение статуса и состоятельности без внутреннего наполнения.

В-третьих, на сегодняшний день исчезли все кружки по интересам: радиотехнический; юных фотографов, журналистов; конструкторский и другие. Подросток не может попробовать себя во всех или нескольких сферах жизнедеятельности, поэтому у него просто нет знаний о том, что ему нравится делать, а что нет. Более или менее понятной остается только сфера деятельности родителей. А этого очень мало для того чтобы сделать осознанный выбор.

Перечень причин можно было бы продолжить, но гораздо важнее знать ошибки, которые часто возникают при выборе старшеклассниками профессии:

  1. отношение к выбору профессии как неизменному,
  2. бытующее мнение о престижности профессии,
  3. выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать),
  4. перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию,
  5. увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии,
  6. отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий,
  7. устарелые представления о характере труда в сфере материального производства,
  8. неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях),
  9. незнание/недооценка своих физических способностей, недостатков, существенных при выборе профессии,
  10. незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи выбора профессии.


Что же делать в этой ситуации? И как помочь нашим детям сориентироваться и выбрать сознательно свою будущую профессию?

Каждому человеку когда-нибудь приходится выбирать свою профессию. Этот выбор должен строиться на различных основаниях: в первую очередь, это желание человека, его мечты. 

Также человек должен выбирать свое дело, учитывая собственные способности и возможности. Это действительно важно, потому что человек добьется успеха только в том случае, если имеет способность совершать те или иные действия, связанные с его работой. Если человек не умеет готовить, то работа повара не для него. Конечно, он может научиться этому в процессе обучения, однако первоначальные навыки очень нужны для развития человека в определенной профессии. К сожалению, не всегда человек делает выбор в соответствии со своими способностями. В этом случае человеку приходится действительно трудно.

Таким образом, нужно помнить, что способности – один из важных критериев при выборе профессии. Они во многом определяют успех человека в том или ином деле. Если выбранное дело не соответствует способностям человека, то со временем работа будет приносить лишь несчастье.

Еще необходимо задумываться о способностях ребенка, прислушиваться к его внутренним склонностям и интересам.
 Интерес может стать источником формирования различных склонностей. Например, многие люди любят музыку, интересуются ею. Однако одни склонны к исполнительской деятельности, другие - к искусствоведческой, третьи - к педагогической. Хорошие исполнители не всегда бывают хорошими педагогами. Химик-теоретик, химик-экспериментатор, преподаватель химии - все они, несомненно, интересуются химией, но их деятельность, склонности очень разные; переводчик научно-технической литературы, гид-переводчик, преподаватель иностранного языка связанные с языком; радиомонтажник, настройщик радиоаппаратуры, инженер-конструктор обеспечивают создание технических систем.

Интересы могут быть очень динамичными, изменчивыми. В ходе формирования личности они могут как развиваться, углубляться, так и подменяться другими. Склонности - более стабильные образования, они в большей степени отражают способности человека.
 Можно сказать, что по отношению к будущей профессии человека способности выступают как некая возможность, которая может наступить, а может и нет. Все равно, что зерно, брошенное в землю, превращение которого в колос возможно лишь при многих условий, способствующих его развитию. Способности - это только возможность освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Так, наличие у ребенка математических способностей ни в коей мере не является гарантией того, что она станет великим математиком. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможности семьи и т.д.) способности утихнут, так и не развившись. 

Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Проявляясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в ней свою структуру и своеобразие.
 
Таким образом, можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную профессию. От способностей зависят качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также то, как она выполняется. 

Поэтому Вам, родителям, необходимо помочь своим детям в познании своих способностей и наклонностей, чтобы во взрослой жизни им было проще реализовать свои творческий профессиональный потенциал.