Жаңа білім беру технологиялары. Отбасы және мектеп: қазіргі жағдайда тиімді ынтымақтастық жолдары. / Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях » КГУ «Школа-лицей №28 им.М.Маметовой»
Алматы қаласы Білім басқармасының
«М.Мәметова атындағы №28 мектеп-лицей»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 261-64-82
Есепші бөлімі:
+7(727) 272-69-46
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » Жаңа білім беру технологиялары. Отбасы және мектеп: қазіргі жағдайда тиімді ынтымақтастық жолдары. / Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
06
қаңтар
2023

Жаңа білім беру технологиялары. Отбасы және мектеп: қазіргі жағдайда тиімді ынтымақтастық жолдары. / Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
В.А.Сухомлинский
             Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. 
Сегодня одна из главных задач школы - это создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Задача педагога сделать родителей своими союзниками в деле воспитания и обучения детей. 
       Взаимодействие с семьёй - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Цель педагогического взаимодействия семьи и школы – создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребенка, развития его индивидуальности. При взаимодействии школы и родителей необходимо сотрудничество в интересах детей.
В рамках реализации нового формата взаимодействия школы и родителей определены следующие уровни направления работы с родительской общественностью:
  • индивидуальные: 
  • беседы (было проведено более 20 индивидуальных бесед с родителями 7А,7Г,10Б,7Б,6Д,10А,9А,5Г,5В классов по поводу поведения, посещаемости, опозданий, курения электронных сигарет и т.д.);
  • консультации для родителей 6Б, 6Г,6Д, 8Б, 8В классов; 
  • полное информирование родителей о ребенке (взаимоотношения с учителями и со сверстниками, успеваемость, поведение и т.д.); 
  • индивидуальные беседы с родителями вновь прибывших детей в отношении внешнего вида, посещаемости и т.д.;
  • анкетирование вновь прибывших детей на адаптацию в новом коллективе;
  •  посещение семей на дому (при посещении семей, беседуя с родителями, классные руководители выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы);
  • групповые:
  • взаимодействие с Попечительским советом школы, проведены 3 заседания Попечительского совета, на которых были озвучены следующие вопросы:    
  • Оказание содействие в организации и проведении Республиканской Акции «Дорога в школу».
  • Участие в мероприятиях, посвященных Дню пожилого человека. 
  • Оказание содействия в улучшении качества учебно-воспитательного процесса.
      -  во всех классах имеются свои родительские комитеты; 
      - в течении первого полугодия было проведено более 10 групповых консультаций с родителями 8Б,8В,10А,10Б,6Б, 3Г,4В классов;
   -  анкетирование родителей 1-11 классов по изучению детско – родительских отношений;
  -  по запросу родителей в ноябре было проведено анкетирование по курению.
  • коллективные:
   -  родительские собрания в 1-11 классах; в первом полугодии проведено 2 родительских собрания на темы: «Роль семейных традиций в воспитании подрастающего поколения», «Правомерные способы решения конфликтов в семье»;
   -   ежемесячно в первом полугодии проводились родительские гостиные – онлайн;
   -  по плану психологической службы были проведены родительские лектории - онлайн.
    Одной из главных задач в организации взаимоотношений семьи и школы является формирование у родителей правильного понимания своей роли в воспитании детей, необходимости участия в образовательном процессе школы и класса.
В сентябре месяце 2022-2023 учебного года проходил месячник, посвященный семейному воспитанию. В рамках месячника в школе были проведены следующие мероприятия:
  • Классные часы на тему: «Семья – как много в этом слове…».
  • Спортивные мероприятия «Мама, папа, я – спортивная семья».
  • Конкурс рисунков «Бабушка рядышком с дедушкой».
  • Консультации с классными руководителями по организации и проведении родительских собраний. Работа с родителями. 
  • Организация книжной выставки «Любимые книги моей семьи».
  • Экспресс – консультации по семейному воспитанию для родителей с психологами школы.
Новое содержание работы по организации формата взаимодействия школы и родителей предусматривает:
  • полное вовлечение родителей в процесс обучения и воспитания ребенка;
  • ознакомление      родителей с методами воспитания, этапами физиологического и психологического развития детей;
  • совместная работа родителей с детьми (кружки, секции, тренинги, поездки);
  • совместное оценивание уровня воспитанности детей.
Для родителей очень важно показать детям правильное направление при выборе профессии, прививать уважение к труду, стремление к знаниям и любовь к своей стране. Поэтому классными руководителями 9-11 классов постоянно проводится с родителями разъяснительная и воспитательная работа по вопросу выбора профессии ребенком, а психологами школы проводилась профессиональная диагностика с учащимися 5-х, 7-х,8-х и 9-х классов.
Взаимодействие семьи и школы осуществляется через индивидуальные беседы педагогов и родителей, электронный журнал (комментарии, формативное оценивание), телефонный разговор, переписку, индивидуальные консультации по поводу посещаемости, опозданий, курения электронных сигарет, порчи государственного имущества школы, поведения и т.д.,   внеклассные мероприятия (совместные с родителями праздники (День знаний, Новый год),  экскурсии, походы в театр – организуют классные руководители: Соколова Н.М., Попова Э.А., Кайыпова Г.А., Мингалева Л.В., классные руководители начальной школы), оформление выставок детских работ (рисунки, аппликации, плакаты) – классные руководители начальной школы, Павлетенко В.А., Курманалиева К.Ж.
Для повышения компетенции классного руководителя в школе постоянно проводятся семинары:
  • Мастер – класс по реализации модуля: классное руководство: программа воспитания в семье.
  • Школа – семья – социальная среда: программа совместной деятельности.
  • Стратегия решения конфликтов в семье и в классе.
      Родительская общественность принимает активное участие во всех школьных и внешкольных мероприятиях: День знаний, День семьи, День города, День пожилого человека, День учителя, торжественное мероприятие «Девушка, ставшая легендой», посвященное 100-летию Маншук Маметовой, осенний бал, Новый год.
На основе инклюзивной политики и инклюзивной культуры в школе эффективно реализуется процесс включения детей с особыми образовательными потребностями и их родителей в воспитательную систему школы.
Работа с родителями проводится в следующих направлениях:
-анализ учебных достижений учащихся.
-знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе, предметом разговора здесь могут быть отношения обучающихся, внешний вид и другие вопросы.
-психолого-педагогическое просвещение.
-обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные часы и
др.).
Таким образом, для достижения положительного результата в работе, необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.
А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
-педагогическому такту и этике взаимоотношений;
-педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
-педагогическому просвещению родителей;
-умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
-единству требований школы и семьи.
На основе проделанной работы в первом полугодии можно сделать следующие выводы:  
  • изучая семьи учащихся, классные руководители, опираются только на общие сведения о родителях; жилищные условия семьи и ее материальную обеспеченность; 
  • нет контроля со стороны классных руководителей за участием родителей в информационно – просветительских мероприятиях;
  • отсутствие тесной взаимосвязи с родителями и участниками образовательного процесса;
Рекомендации: 
- Изучить уровень педагогической культуры родителей;
- авторитетность семьи в глазах ребенка;
- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
- воспитательные возможности семьи через педагогическую диагностику, для эффективного вовлечения родителей в учебно – воспитательный процесс.   
- привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу школы, расширять внешние связи школы для решения проблем воспитания;
- организовать сотрудничество педагогов, детей, родителей. 
- формировать субъективную позицию родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
- в работе с педагогами формировать потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;
- организовать методическую работу с педагогами по проблеме взаимодействия с семьей.