06
қаңтар
2023
Жаңа білім беру технологиялары. Отбасы және мектеп: қазіргі жағдайда тиімді ынтымақтастық жолдары. / Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
В.А.Сухомлинский
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Сегодня одна из главных задач школы - это создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Задача педагога сделать родителей своими союзниками в деле воспитания и обучения детей.
Взаимодействие с семьёй - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Цель педагогического взаимодействия семьи и школы – создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребенка, развития его индивидуальности. При взаимодействии школы и родителей необходимо сотрудничество в интересах детей.
В рамках реализации нового формата взаимодействия школы и родителей определены следующие уровни направления работы с родительской общественностью:
- индивидуальные:
- беседы (было проведено более 20 индивидуальных бесед с родителями 7А,7Г,10Б,7Б,6Д,10А,9А,5Г,5В классов по поводу поведения, посещаемости, опозданий, курения электронных сигарет и т.д.);
- консультации для родителей 6Б, 6Г,6Д, 8Б, 8В классов;
- полное информирование родителей о ребенке (взаимоотношения с учителями и со сверстниками, успеваемость, поведение и т.д.);
- индивидуальные беседы с родителями вновь прибывших детей в отношении внешнего вида, посещаемости и т.д.;
- анкетирование вновь прибывших детей на адаптацию в новом коллективе;
- посещение семей на дому (при посещении семей, беседуя с родителями, классные руководители выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы);
- групповые:
- взаимодействие с Попечительским советом школы, проведены 3 заседания Попечительского совета, на которых были озвучены следующие вопросы:
- Оказание содействие в организации и проведении Республиканской Акции «Дорога в школу».
- Участие в мероприятиях, посвященных Дню пожилого человека.
- Оказание содействия в улучшении качества учебно-воспитательного процесса.
- в течении первого полугодия было проведено более 10 групповых консультаций с родителями 8Б,8В,10А,10Б,6Б, 3Г,4В классов;
- анкетирование родителей 1-11 классов по изучению детско – родительских отношений;
- по запросу родителей в ноябре было проведено анкетирование по курению.
- коллективные:
- ежемесячно в первом полугодии проводились родительские гостиные – онлайн;
- по плану психологической службы были проведены родительские лектории - онлайн.
Одной из главных задач в организации взаимоотношений семьи и школы является формирование у родителей правильного понимания своей роли в воспитании детей, необходимости участия в образовательном процессе школы и класса.
В сентябре месяце 2022-2023 учебного года проходил месячник, посвященный семейному воспитанию. В рамках месячника в школе были проведены следующие мероприятия:
- Классные часы на тему: «Семья – как много в этом слове…».
- Спортивные мероприятия «Мама, папа, я – спортивная семья».
- Конкурс рисунков «Бабушка рядышком с дедушкой».
- Консультации с классными руководителями по организации и проведении родительских собраний. Работа с родителями.
- Организация книжной выставки «Любимые книги моей семьи».
- Экспресс – консультации по семейному воспитанию для родителей с психологами школы.
- полное вовлечение родителей в процесс обучения и воспитания ребенка;
- ознакомление родителей с методами воспитания, этапами физиологического и психологического развития детей;
- совместная работа родителей с детьми (кружки, секции, тренинги, поездки);
- совместное оценивание уровня воспитанности детей.
Взаимодействие семьи и школы осуществляется через индивидуальные беседы педагогов и родителей, электронный журнал (комментарии, формативное оценивание), телефонный разговор, переписку, индивидуальные консультации по поводу посещаемости, опозданий, курения электронных сигарет, порчи государственного имущества школы, поведения и т.д., внеклассные мероприятия (совместные с родителями праздники (День знаний, Новый год), экскурсии, походы в театр – организуют классные руководители: Соколова Н.М., Попова Э.А., Кайыпова Г.А., Мингалева Л.В., классные руководители начальной школы), оформление выставок детских работ (рисунки, аппликации, плакаты) – классные руководители начальной школы, Павлетенко В.А., Курманалиева К.Ж.
Для повышения компетенции классного руководителя в школе постоянно проводятся семинары:
- Мастер – класс по реализации модуля: классное руководство: программа воспитания в семье.
- Школа – семья – социальная среда: программа совместной деятельности.
- Стратегия решения конфликтов в семье и в классе.
На основе инклюзивной политики и инклюзивной культуры в школе эффективно реализуется процесс включения детей с особыми образовательными потребностями и их родителей в воспитательную систему школы.
Работа с родителями проводится в следующих направлениях:
-анализ учебных достижений учащихся.
-знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе, предметом разговора здесь могут быть отношения обучающихся, внешний вид и другие вопросы.
-психолого-педагогическое просвещение.
-обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные часы и
др.).
Таким образом, для достижения положительного результата в работе, необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.
А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
-педагогическому такту и этике взаимоотношений;
-педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
-педагогическому просвещению родителей;
-умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
-единству требований школы и семьи.
На основе проделанной работы в первом полугодии можно сделать следующие выводы:
- изучая семьи учащихся, классные руководители, опираются только на общие сведения о родителях; жилищные условия семьи и ее материальную обеспеченность;
- нет контроля со стороны классных руководителей за участием родителей в информационно – просветительских мероприятиях;
- отсутствие тесной взаимосвязи с родителями и участниками образовательного процесса;
- Изучить уровень педагогической культуры родителей;
- авторитетность семьи в глазах ребенка;
- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
- воспитательные возможности семьи через педагогическую диагностику, для эффективного вовлечения родителей в учебно – воспитательный процесс.
- привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу школы, расширять внешние связи школы для решения проблем воспитания;
- организовать сотрудничество педагогов, детей, родителей.
- формировать субъективную позицию родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
- в работе с педагогами формировать потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;
- организовать методическую работу с педагогами по проблеме взаимодействия с семьей.