КАК ПРОЙТИ ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ВМЕСТЕ С УЧАЩИМИСЯ ПОСЛЕ ДИАТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ » КГУ «Школа-лицей №28 им.М.Маметовой»
Алматы қаласы Білім басқармасының
«М.Мәметова атындағы №28 мектеп-лицей»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 261-64-82
Есепші бөлімі:
+7(727) 272-69-46
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » КАК ПРОЙТИ ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ВМЕСТЕ С УЧАЩИМИСЯ ПОСЛЕ ДИАТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
20
қыркүйек
2021

КАК ПРОЙТИ ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ВМЕСТЕ С УЧАЩИМИСЯ ПОСЛЕ ДИАТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Мы все прекрасно понимаем, что ребятам, которые вернутся в школу после довольно длительного онлайн-обучения, требуется адаптация.


Особенности адаптации к очному обучению после дистанта в школах похожи на привыкание к режиму в начале учебного года.

Любое изменение – это стресс для организма. Возвращение в школу после каникул на очное обучение после дистаннционки в школах – не исключение. Вот с какими переменами и трудностями могут столкнуться школьники при выходе на очное обучение:

1. Изменение режима дня школьника

Многие школьники живут далеко от школы, и при переходе с дистанционки к очному обучению им придется возвращаться к ежедневной дорожной рутине – раньше вставать, идти на остановку общественного транспорта, ехать в школу на машине или идти пешком. 

2. Более интенсивная социальная жизнь

Школа – место, где ученики не только учатся, но и участвуют в активной социальной жизни: общаются с одноклассниками, учителями, посещают внеурочные мероприятия. Возвращение в школу после каникул может стать особенно стрессовым фактором для чувствительных, тревожных и медлительных детей. 

3. Тревога, связанная с пробелами в знаниях 

«Я не понял тему, мне поставят двойку»«Я списывал домашку, ничего не учил, сейчас это обнаружится, меня станут ругать». За период дистанта в школах дети немного расслабились, и выход из комфортного режима обучения может нести за собой страхи — учитель снова рядом и контролирует процесс, а, значит, и страхов становится больше. 

Адаптация  к школе класса после такого огромного перерыва будет зависеть от педагога  и классного руководителя в школе. Ему нужно проявить себя  профессионалами, мудрыми организаторами,  руководителями класса.

Как педагог может помочь школьникам? 

Дайте ученикам время адаптироваться

Помните, что дети вышли в класс не только поле дистанционного обучения, но и после длинных летних каникул. Режим дня школьников не налажен, у них всё ещё снижена работоспособность, концентрация внимания, память и мышление ещё не работают в полную силу. Чтобы полностью восстановиться, им потребуется время – две-три недели

Не следует перегружать детей новой информацией, большим количеством домашних заданий. На первых уроках заинтересуйте учеников интересным материалом по теме. Подберите материал так, чтобы актуализировать разные репрезентативные системы (визуальная, аудиальная, кинестетическая). Во время урока делайте небольшой перерыв (пример: интересный видеоролик не по теме урока). Данный приём поможет обучающимся активизировать внимание»

Чтобы ученики вернулись в привычный ритм учёбы и наладили режим дня школьника, им можно помочь структурировать своё расписание. Со старшими школьниками можно обсуждать долгосрочные планы, вплоть до конца учебного года: как они видят учёбу, какие могут выстроить приоритеты, связанные как с учёбой, так и с другими занятиями. Здесь важна помощь классных руководителей в школе, а не прямые указания, потому что подростковый возраст — это, прежде всего, поиск себя. 

Займитесь дисциплиной

Чтобы помочь ученикам вспомнить, как вести себя в школе, обсудите с ними правила поведения в классе. Если нужно, поговорите о причинах, по которым эти правила появились. Правила поведения в классе – хороший инструмент для создания комфортной и понятной среды и управления ситуацией при возвращении в школу после каникул и дистанционки.

Чтобы восстановить и поддерживать чувство защищённости учащихся, необходимо ввести ряд правил и рутинных действий, которых они будут придерживаться. Это поможет создать ощущение порядка и спокойствия, в котором так нуждаются ученики.

Перед началом учебного года рекомендуется провести срез знаний учеников по предмету. Диагностика школьников нужна не только для того, чтобы поставить оценки, а чтобы развернуто обсудить результаты – что ученикам удалось выучить и понять, а в чём есть пробелы. Найдите, за что учеников можно похвалить, и обратите их внимание на то, что нужно доучить. При этом важно, чтобы дети во время адаптации к школе почувствовали, что вы на их стороне и будете их поддерживать. 

Найдите и за что похвалить себя, учителя – вам удалось многому научить учеников и в новом для себя формате.

Учителю нужно быть готовым повторять материал, закреплять, набраться терпения, чтобы не ругать за отставание, а «подхватить» ребёнка, пригласить на дополнительные занятия. Чтобы эта ситуация работала не на демотивацию, а наоборот. Чтобы ребёнок чувствовал, что к нему придут на помощь, даже если он «отстал»

Не обесценивайте период онлайн-обучения

Не стоит создавать у учеников ощущение, что то, что происходило на дистанционном обучении, было суррогатом, а настоящая жизнь начинается сейчас, после возвращения в школу после каникул и дистанта. Такой подход приведёт к обесцениванию усилий и работы учеников на момент перехода на дистанционное обучение, к тому же, вероятно, онлайн-обучение будет присутствовать в нашей жизни и дальше.

Ведь за время дистанта в школах ученики и учителя узнали много новых техник обучения, которые можно использовать в обычном образовательном процессе в классе. 

Если какие-то практики показались вам и ученикам удобными, почему бы не использовать их в дальнейшем. Например, совместная работа над документами и проектами, Zoom-конференции для работы в группах, Kahoot для быстрого голосования и обратной связи

Дети устали от одиночества, и лучше построить урок так, чтобы они больше общались друг с другом. Вносите коррективы в изучение предметов: больше творческого подхода, исследовательской работы по изучению материала, чтобы дети больше читали, решали проблемные вопросы, общались. А самостоятельную работу оставьте по минимуму.

Дистанционное обучение в школах – новый для всех опыт, который можно обсудить всем вместе. После возвращения в школу после каникул поделитесь своими впечатлениями с детьми и попросите их рассказать о своих, подведите общие итоги. Это сблизит учеников с вами и друг с другом. 

Это полезная психологическая практика как для детей, так и для взрослых — осмысливать, что произошло, закрывать гештальт. Это может быть обычная групповая дискуссия, когда каждый делится своими впечатлениями, устно или письменно.

Можно попросить детей ответить на несколько вопросов, чтобы обсудить опыт дистанционного обучения: 

► Что понравилось в онлайн-обучении?

► Какие открытия каждый сделал для себя, чему научился?

► Что было сложного?

► Что особенно радует в обычном обучении после дистанционного?

► Что хотелось бы оставить из дистанционного обучения? какие полезные практики?

Все эти вопросы можно обсудить в рамках групповой дискуссии. 

Кроме того, по возвращении в школу после каникул можно провести в классе мероприятие, чтобы отметить возвращение в школу после каникул. Так, можно устроить в классе праздник, игру, чаепитие, чтобы отметить встречу и в полной мере насладиться общением вживую ( но с соблюдением продолжающихся карантинных мер и безопасности. Лучше на воздухе).  Такое событие напомнит ученикам о преимуществах очного обучения в школе – общении, обмене энергией, весёлых шутках.

При возвращении в школу после каникул учителю нужно «перекинуть мостик» к положительным эмоциям учеников, то есть напомнить ребёнку, что впереди его ждёт не просто учёба, но и другие интересные дела: встречи с друзьями, школьные кружки, развлечения.

Следите за психологическим состоянием учеников

После дистанционного обучения в школах многие ученики могут быть растеряны, встревожены или чрезмерно активны, поэтому задача учителя при адаптации к школе – поддержать их, построив доверительные отношения учителя и ученика. 

Учителю важно определять проблемы и помогать наиболее уязвимым ученикам. По мнению педагога-психолога, особенное внимание стоит уделить детям, у которых есть травматический опыт. Именно эти ученики больше всего нуждаются в надёжном человеке, который всегда протянет им руку помощи и окажет необходимую поддержку. Такая поддержка может проявляться даже в самых незначительных деталях – искренняя улыбка, зрительный контакт или простой жест внимания со стороны преподавателя.  

Как понять, что ученика что-нибудь тревожит? Спросить об этом. Достаточно простой рейтинговой шкалы благополучия, которую ученики могут заполнить на перемене или даже на общем собрании. Предложите каждому учащемуся оценить, насколько хорошо/плохо он себя чувствует в школьной среде, а также назвать взрослого в школе, которому он доверяет и мог бы с ним поговорить.

Некоторые дети во время адаптации к школе будут выражать свою потребность в дополнительной поддержке через своё подавленное состояние. В таких случаях отношения учителя и ученика очень важны: учителя и другие взрослые могут выполнить важную терапевтическую функцию и помочь учащимся преодолеть образовавшийся кризис, выслушав ученика и посочувствовав ему.

Таким образом, выполняя эти простые рекомендации, мы вместе с учениками преодолеем период адаптации после дистанционного обучения.