Организация педагогической практики в школе 2021-2022 учебный год
Метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя,
но приобрести навык в употреблении этого метода можно только
длительной и долговременной практикой
К.Д.Ушинский
Кардинальные преобразования в социально-экономической сфере и современные условия развития общества, реформы в образовании, выход в мировое образовательное пространство требуют качественно нового подхода в подготовке педагогических кадров. В Конституции Республики Казахстан, Законе «Об образовании», Концепции «Государственной политики в области образования» особо подчеркнута актуальность проблем подготовки будущих специалистов отвечающих требованиям современности. В частности, в Законе «Об образовании» подчеркивается гуманистический и развивающий характер образования, необходимость профессиональной ориентации образования и усиления внимания к подготовке квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. В современной ситуации развития системы образования главным ориентиром реформы системы подготовки педагогических кадров является подготовка высококвалифицированных, компетентных специалистов с инновационным, творческим мышлением, способных решать сложные профессиональные задачи в постоянно меняющихся условиях. Тенденция приоритетного внимания к подготовке кадров при решении задач совершенствования образования является глобальной тенденцией.
В условиях развития конкуренции на рынке образовательных услуг важными аспектами оптимизации вузовской подготовки являются:
- практико-ориентированная направленность образования, которая обеспечивается интеграцией учебной, научно-поисковой и производственной деятельности;
- выпуск интегрального типа специалистов, в которой цели, содержание и результаты обучения формируются в комплексном виде с учетом изменений в профессиональной деятельности, подразумевающие не только квалификацию, но и личностные качества и компетентности.
Педагогическая практика - комплексный процесс, в котором студенты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией.
Цель:
– адаптация студентов к школе, углубление первоначальных теоретических знаний по психолого-педагогическим дисциплинам, овладение основами педагогической культуры, формирование конкретных профессиональных (организационно-воспитательных, диагностических, коммуникативных и др.) умений и личностных качеств, необходимых для будущей работы в школе.
Задачи:
- формирование, закрепление и развитие навыков преподавательской деятельности в учреждениях высшего образования;
- приобретение навыков разработки учебно-методической документации для обеспечения учебного процесса в рамках реализации дисциплины (модуля) учебного плана подготовки обучающегося;
- формирование представлений о специфике воспитательной работы в образовательных учреждениях и приобретение навыков по выработке воспитательных мер для повышения эффективности подготовки научно-педагогических кадров.
Основное содержание педагогической практики:
1. Ознакомление со школой: беседы с педагогическим коллективом об опыте и организации учебной и воспитательной работы; ознакомление со школьной документацией (расписанием уроков, правилами для учащихся, формами школьной отчетности, классным журналом), дидактическими материалами и техническим оборудованием кабинета по предмету.
2. Изучение возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, классного коллектива и выполнения им единых педагогических требований, предъявляемых к учащимся.
3. Проведение диагностики с целью выявления интересов, склонностей учащихся закрепленного класса и составление плана воспитательной работы на период практики.
4. Ознакомление с деятельностью учителя-предметника, методикой преподавания предмета (наблюдение и анализ уроков, изучение тематических и поурочных планов учителя-предметника, плана проведения факультативных занятий и внеклассной работы по предмету).
5. Ознакомление с деятельностью классного руководителя: изучение плана работы классного руководителя; посещение воспитательных мероприятий, классных часов.
6. Разработка и проведение уроков, обучение учащихся и оценка их учебных достижений, изготовление и применение наглядных пособий.
7. Организация и проведение внеклассной воспитательной работы с учащимися: составление планов-сценариев внеклассных мероприятий, подбор форм и методов с учетом возрастных особенностей класса, работа с активом класса, родителями.
Уже третий год совместно с центром карьеры КазНПУ им.Абая в школе-лицее №28 осуществляется педагогическая практика для студентов 3-4 курсов, в течение всего учебного года:
В этом учебном году у нас 17 студентов-практикантов 3 курса:
№ | ФИО студента-практиканта | предмет | наставник |
Кененбаева Азиза Азат қизи | физика-математика | Ниязов М.Н. Пулатова Г.А | |
Мухтарова Мукарам Гуламовна | физика-математика | Ниязов М.Н. Маталипова Н.С. | |
Мусаева Эделия Рустамовна | физика-математика | Ниязов М.Н. Пулатова Г.А | |
Нам Юлия Викторовна | физика-математика | Ниязов М.Н. Пулатова Г.А | |
Пазылханова Айханым Айдарханкызы | физика-математика | Ниязов М.Н. Маталипова Н.С. | |
Хайытмырадова Хурсант Хайытмырадовна | физика-математика | Ниязов М.Н. Пулатова Г.А | |
Муратова Лаззат Бахтияровна | физика-информатика | Ниязов М.Н. Хромова И.В. | |
Камал Ильзат Ренатұлы | география | Иванова М.В. | |
Исмагулова Индира Булатовна | начальные классы | Краузе И.Г. | |
Кожабекова Айдана Мейрмановна | начальные классы | Абросимова И.В. | |
Прокудина Ева Витальевна | начальные классы | Криворучко И.П. | |
Расалиева Дильназ Турсуновна | начальные классы | Джунь Н.В. | |
Харитопуло София Николаевна | начальные классы | Дубикина И.В. | |
Воробьева Анастасия Игоревна | психология | Омилаева Л.Н. | |
Абдрахманова Найла Ерлановна | психология | Омилаева Л.Н. | |
Соколова Кристина Владимировна | художественный труд | Павлетенко В.А. | |
Шаханова Балнұр Рауанқызы | художественный труд | Павлетенко В.А. |
Администрацией школы-лицея было посещено 15 учебных занятий студентов практикантов, типичным затруднением при составлении конспекта урока является формулировка его целей. Часто цели записываются как направления деятельности, а не в качестве конкретного предвосхищаемого результата урока. Например, если целью считать «формирование логического мышления», то непонятно, каким образом можно будет определить, достигнута ли эта цель или нет. Другая проблема — постановка слишком общих или глобальных целей на урок, которые не могут быть достигнуты за отведенное время. Нередко практиканты подменяют цели обучения его средствами, например: «Пронаблюдать с учащимися явление невесомости». При формулировании целей урока важно относить их не к деятельности учителя, а учеников. Если цели урока формулируются по отношению к учителю («рассказать...», «показать...», «проверить...»), то мотивация и деятельность учеников окажется вне зоны внимания педагога. В этом случае невозможно будет проверить результативность образовательного процесса для учеников, поскольку цели типа «рассказать и показать» учитель может достичь даже при отсутствии учеников в классе. В-третьих, неравномерное распределение времени урока, не все этапы урока выдержаны.
В ходе педагогической практики у студентов вырабатываются основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия развивается не только в работе с педагогическим дневником, но и в каждом занятии, в каждом общении с детьми. Студентам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять все функции учителя. Показатели уровня знаний, умений, личностного развития и творческой активности обучающихся, теснейшим образом связаны с качеством образовательного процесса и являются более значимыми для определения эффективности качества образовательного процесса.
Таким образом, педагогическая практика студентов является обязательной составляющей учебного процесса, во время которой происходят реализация усвоенных на лекциях и семинарах способов деятельности, образовательных технологий, воплощение в жизнь идеалов образования. Педагогическая практика своеобразная проверка правильности сделанного выбора, способностей, интересов, ценностей. Одновременно проверяются качества профессиональной подготовки студента на конкретном рабочем месте, в реальной ситуации. В ходе практики студентам предоставляется возможность реального педагогического взаимодействия с учащимися и освоения школьной действительности с позиций педагога.
В ходе проведения итоговой рефлексии по педагогической практике студенты отметили, что они:
- углубили и закрепили теоретические знания, основные профессионально-педагогические умения, навыки;
- приобрели опыт профессионально значимых качеств преподавателя;
- овладели рефлексивной культурой;
- выработали основы владения педагогическими технологиями и педагогической техникой;
- овладели методами мониторинга в процессе изучения и анализа педагогического опыта и применения его в педагогической деятельности;
- проявили творческое мышление, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, исследовательский подход к ней;
- появились потребности в педагогическом самообразовании, самосовершенствовании.
В ходе беседы будущие специалисты отмечают, что сегодня им для эффективной работы не хватает знаний и умений в области современных методов и технологий обучения, дифференцированного обучения учащихся, знаний психологопедагогических особенностей личности, в выявлении типичных причин неуспешности учащихся, использовании межпредметных связей, организации внеклассной работы по предмету, в применении нестандартных форм обучения. Молодые педагоги испытывают трудности в обеспечении внимательной и активной работы учащихся на протяжении всего урока, использовании методов развивающего обучения, формировании навыков учебного труда. Данные проблемы являются основанием для рассмотрения этих вопросов в рамках педагогических советов, заседаний методических объединений, семинаров, тренингов.
По опросу и вакансиям на 2022-2023 учебный год на основе дуального договора в нашей школе готовы работать, Кененбаева Азиза Азат қизи, Мухтарова Мукарам Гуламовна, Мусаева Эделия Рустамовна, Нам Юлия Викторовна, Соколова Кристина Владимировна, Прокудина Ева Витальевна, Харитопуло София Николаевна, Исмагулова Индира Булатовна, а это 47% от общего количества студентов-практикантов по нашей школе.
Задачи на 2022-2023 учебный год:
- Продолжить сотрудничество с центром карьеры КазНПУ им.Абая в 2022-2023 учебном году;
- Создать условия для внедрения новых форм непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов;
- Проводить мероприятия, направленные на всестороннее развитие и поддержку молодых, талантливых педагогов детей;
- Создать условия для обмена учащиеся школы-лицея - студенты ВУЗов и проведение факультативных дней;
- Усилить практическую направленность работы учителей-наставников.