Организация педагогической практики в школе 2021-2022 учебный год » КГУ «Школа-лицей №28 им.М.Маметовой»
Алматы қаласы Білім басқармасының
«М.Мәметова атындағы №28 мектеп-лицей»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 261-64-82
Есепші бөлімі:
+7(727) 272-69-46
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Организация педагогической практики в школе 2021-2022 учебный год
14
маусым
2022

Организация педагогической практики в школе 2021-2022 учебный год

Метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, 

но приобрести навык в употреблении этого метода можно только

 длительной и долговременной практикой

К.Д.Ушинский


Кардинальные преобразования в социально-экономической сфере и современные условия развития общества, реформы в образовании, выход в мировое образовательное пространство требуют качественно нового подхода в подготовке педагогических кадров. В Конституции Республики Казахстан, Законе «Об образовании», Концепции «Государственной политики в области образования» особо подчеркнута актуальность проблем подготовки будущих специалистов отвечающих требованиям современности. В частности, в Законе «Об образовании» подчеркивается гуманистический и развивающий характер образования, необходимость профессиональной ориентации образования и усиления внимания к подготовке квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. В современной ситуации развития системы образования главным ориентиром реформы системы подготовки педагогических кадров является подготовка высококвалифицированных, компетентных специалистов с инновационным, творческим мышлением, способных решать сложные профессиональные задачи в постоянно меняющихся условиях. Тенденция приоритетного внимания к подготовке кадров при решении задач совершенствования образования является глобальной тенденцией.

В условиях развития конкуренции на рынке образовательных услуг важными аспектами оптимизации вузовской подготовки являются:

  • практико-ориентированная направленность образования, которая обеспечивается интеграцией учебной, научно-поисковой и производственной деятельности;
  • выпуск интегрального типа специалистов, в которой цели, содержание и результаты обучения формируются в комплексном виде с учетом изменений в профессиональной деятельности, подразумевающие не только квалификацию, но и личностные качества и компетентности.

Педагогическая практика - комплексный процесс, в котором студенты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией.

Цель:

 – адаптация студентов к школе, углубление первоначальных теоретических знаний по психолого-педагогическим дисциплинам, овладение основами педагогической культуры, формирование конкретных профессиональных (организационно-воспитательных, диагностических, коммуникативных и др.) умений и личностных качеств, необходимых для будущей работы в школе.

Задачи: 

  • формирование, закрепление и развитие навыков преподавательской деятельности в учреждениях высшего образования;
  • приобретение навыков разработки учебно-методической документации для обеспечения учебного процесса в рамках реализации дисциплины (модуля) учебного плана подготовки обучающегося;
  • формирование представлений о специфике воспитательной работы в образовательных учреждениях и приобретение навыков по выработке воспитательных мер для повышения эффективности подготовки научно-педагогических кадров.

Основное содержание педагогической практики: 

1. Ознакомление со школой: беседы с педагогическим коллективом об опыте и организации учебной и воспитательной работы; ознакомление со школьной документацией (расписанием уроков, правилами для учащихся, формами школьной отчетности, классным журналом), дидактическими материалами и техническим оборудованием кабинета по предмету.

2. Изучение возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, классного коллектива и выполнения им единых педагогических требований, предъявляемых к учащимся.

3. Проведение диагностики с целью выявления интересов, склонностей учащихся закрепленного класса и составление плана воспитательной работы на период практики.

4. Ознакомление с деятельностью учителя-предметника, методикой преподавания предмета (наблюдение и анализ уроков, изучение тематических и поурочных планов учителя-предметника, плана проведения факультативных занятий и внеклассной работы по предмету).

5. Ознакомление с деятельностью классного руководителя: изучение плана работы классного руководителя; посещение воспитательных мероприятий, классных часов.

6. Разработка и проведение уроков, обучение учащихся и оценка их учебных достижений, изготовление и применение наглядных пособий.

7. Организация и проведение внеклассной воспитательной работы с учащимися: составление планов-сценариев внеклассных мероприятий, подбор форм и методов с учетом возрастных особенностей класса, работа с активом класса, родителями.

Уже третий год совместно с центром карьеры КазНПУ им.Абая в школе-лицее №28 осуществляется педагогическая практика для студентов 3-4 курсов, в течение всего учебного года:

В этом учебном году у нас 17 студентов-практикантов 3 курса:

ФИО студента-практиканта

предмет

наставник


Кененбаева Азиза Азат қизи 

физика-математика

Ниязов М.Н.

Пулатова Г.А


Мухтарова Мукарам Гуламовна 

физика-математика

Ниязов М.Н.

Маталипова Н.С.


Мусаева Эделия Рустамовна 

физика-математика

Ниязов М.Н.

Пулатова Г.А


Нам Юлия Викторовна 

физика-математика

Ниязов М.Н.

Пулатова Г.А


Пазылханова Айханым Айдарханкызы 

физика-математика

Ниязов М.Н.

Маталипова Н.С.


Хайытмырадова Хурсант Хайытмырадовна 

физика-математика

Ниязов М.Н.

Пулатова Г.А


Муратова Лаззат Бахтияровна 

физика-информатика

Ниязов М.Н.

Хромова И.В.


Камал Ильзат Ренатұлы

география

Иванова М.В.


Исмагулова Индира Булатовна 

начальные классы

Краузе И.Г.


Кожабекова Айдана Мейрмановна 

начальные классы

Абросимова И.В.


Прокудина Ева Витальевна 

начальные классы

Криворучко И.П.


Расалиева Дильназ Турсуновна 

начальные классы

Джунь Н.В.


Харитопуло София Николаевна 

начальные классы

Дубикина И.В.


Воробьева Анастасия Игоревна

психология

Омилаева Л.Н.


Абдрахманова Найла Ерлановна

психология

Омилаева Л.Н.


Соколова Кристина Владимировна 

художественный труд

Павлетенко В.А.


Шаханова Балнұр Рауанқызы 

художественный труд

Павлетенко В.А.

 Администрацией школы-лицея было посещено 15 учебных занятий студентов практикантов, типичным затруднением при составлении конспекта урока является формулировка его целей. Часто цели записываются как направления деятельности, а не в качестве конкретного предвосхищаемого результата урока. Например, если целью считать «формирование логического мышления», то непонятно, каким образом можно будет определить, достигнута ли эта цель или нет. Другая проблема — постановка слишком общих или глобальных целей на урок, которые не могут быть достигнуты за отведенное время. Нередко практиканты подменяют цели обучения его средствами, например: «Пронаблюдать с учащимися явление невесомости». При формулировании целей урока важно относить их не к деятельности учителя, а учеников. Если цели урока формулируются по  отношению к учителю («рассказать...», «показать...», «проверить...»), то мотивация и деятельность учеников окажется вне зоны внимания педагога. В этом случае невозможно будет проверить результативность образовательного процесса для учеников, поскольку цели типа «рассказать и показать» учитель может достичь даже при отсутствии учеников в классе. В-третьих, неравномерное распределение времени урока, не все этапы урока выдержаны.

В ходе педагогической практики у студентов вырабатываются основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия развивается не только в работе с педагогическим дневником, но и в каждом занятии, в каждом общении с детьми. Студентам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять все функции учителя. Показатели уровня знаний, умений, личностного развития и творческой активности обучающихся, теснейшим образом связаны с качеством образовательного процесса и являются более значимыми для определения эффективности качества образовательного процесса.

Таким образом, педагогическая практика студентов является обязательной составляющей учебного процесса, во время которой происходят реализация усвоенных на лекциях и семинарах способов деятельности, образовательных технологий, воплощение в жизнь идеалов образования. Педагогическая практика своеобразная проверка правильности сделанного выбора, способностей, интересов, ценностей. Одновременно проверяются качества профессиональной подготовки студента на конкретном рабочем месте, в реальной ситуации. В ходе практики студентам предоставляется возможность реального педагогического взаимодействия с учащимися и освоения школьной действительности с позиций педагога.

В ходе проведения итоговой рефлексии по педагогической практике студенты отметили, что они:

  • углубили и закрепили теоретические знания, основные профессионально-педагогические умения, навыки;
  • приобрели опыт профессионально значимых качеств преподавателя;
  • овладели рефлексивной культурой;
  • выработали основы владения педагогическими технологиями и педагогической техникой;
  • овладели методами мониторинга в процессе изучения и анализа педагогического опыта и применения его в педагогической деятельности;
  • проявили творческое мышление, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, исследовательский подход к ней;
  • появились потребности в педагогическом самообразовании, самосовершенствовании.

В ходе беседы будущие специалисты отмечают, что сегодня им для эффективной работы не хватает знаний и умений в области современных методов и технологий обучения, дифференцированного обучения учащихся, знаний психологопедагогических особенностей личности, в выявлении типичных причин неуспешности учащихся, использовании межпредметных связей, организации внеклассной работы по предмету, в применении нестандартных форм обучения. Молодые педагоги испытывают трудности в обеспечении внимательной и активной работы учащихся на протяжении всего урока, использовании методов развивающего обучения, формировании навыков учебного труда. Данные проблемы являются основанием для рассмотрения этих вопросов в рамках педагогических советов, заседаний методических объединений, семинаров, тренингов.

По опросу и вакансиям на 2022-2023 учебный год на основе дуального договора в нашей школе готовы работать, Кененбаева Азиза Азат қизи,  Мухтарова Мукарам Гуламовна,  Мусаева Эделия Рустамовна,  Нам Юлия Викторовна,  Соколова Кристина Владимировна,  Прокудина Ева Витальевна,  Харитопуло София Николаевна,  Исмагулова Индира Булатовна,  а это 47% от общего количества студентов-практикантов по нашей школе.

Задачи на 2022-2023 учебный год:

  • Продолжить сотрудничество с центром карьеры КазНПУ им.Абая в 2022-2023 учебном году;
  • Создать условия для внедрения новых форм непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов;
  • Проводить мероприятия, направленные на всестороннее развитие и поддержку молодых, талантливых педагогов детей;
  • Создать условия для обмена учащиеся школы-лицея - студенты ВУЗов и проведение факультативных дней;
  •  Усилить практическую направленность работы учителей-наставников.