Инклюзивті білім беруді жүзеге асыру/Реализация инклюзивного образования » КГУ «Школа-лицей №28 им.М.Маметовой»
Алматы қаласы Білім басқармасының
«М.Мәметова атындағы №28 мектеп-лицей»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 261-64-82
Есепші бөлімі:
+7(727) 272-69-46
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Инклюзивті білім беруді жүзеге асыру/Реализация инклюзивного образования
13
маусым
2023

Инклюзивті білім беруді жүзеге асыру/Реализация инклюзивного образования

Реализация инклюзивного образования

в КГУ школе-лицее №28 им.М.Маметовой

2022-2023 учебный год


В Казахстане, как и во многих странах мира, инклюзивное образование является важнейшим направлением развития системы образования, поскольку в развитом международном сообществе инклюзивное образование признано в качестве инструмента реализации права каждого человека на образование.

Важной задачей нашего государства в области развития образования является обеспечение каждому ребенку равного доступа к качественному образованию.

В своем Послании народу Казахстана 1 сентября 2020 г. «Казахстан в новой реальности: время действий» Президент страны Касым-Жомарт Токаев указал на то, что «…помимо решения насущных вопросов предстоит разработать и системные меры по обеспечению равенства возможностей для детей». При этом он подчеркнул, что «…наши дети должны получать качественное образование вне зависимости от места проживания и языка обучения». В Послании народу Казахстана 1 сентября 2021 г. «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания стран» глава государства также отметил, что «наше образование должно быть доступным и инклюзивным». 

Восемь принципов инклюзивного образования: 

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 

2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 

4. Все люди нуждаются друг в друге. 

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Уровень освоения детьми программного материала связан с применением технологии уровневой дифференциации обучения. В этой технологии управление познавательной деятельностью происходит с целью обучения каждого обучающегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей через систему малых групп. Педагоги оказывают помощь обучающимся с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей путем  использования дифференцированных заданий, различных методов, основанных на адаптации учебных программ. 

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных обучащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Процесс обучения в условиях дифференциации учитывает познавательные потребности учеников и их индивидуальные особенности. 

Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

В соответствии с приказом МОН РК от 12 января 2022 года № 6 «Об утверждении Правил психолого-педагогического сопровождения в организациях образования» определены следующие группы детей с особыми образовательными потребностями: 

1) c поведенческими и эмоциональными проблемами, неблагоприятными психологическими факторами (нарушения воспитания в семье, детско-родительские и внутрисемейные отношения);

2) c барьерами социально-психологического, экономического, языкового культурного характера (педагогическая запущенность детей из семей социального риска; дети, испытывающие трудности адаптации в обществе (семьи беженцев, мигрантов, кандасов);

3) c ограниченными возможностями развития (нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и эмоционально-волевыми расстройствами).

В ИМП на 2022-2023 учебный год даны рекомендации и ссылки на ресурсы для педагогов в построении стратегии обучения детей с учетом их особых образовательных потребностей на каждую категорию учащихся. 

Инклюзивное обучение в нашей школе регламентируется специальными документами, для чего было создано «Положение об организации инклюзивного обучения». В нем прописываются следующие моменты:

- функции учителя

- условия интегрированного обучения и создания безбарьерной среды в школе

- права и обязанности родителей

- права и обязанности детей.

Образцы нормативно-правовых документов были предоставлены национальной академией наук им.Алтынсарина, курирующим это направление. Свою лепту внёс и городской ресурсный центр, который подготовил положения об «Организации интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии» и «Анализ выполнения диагностических тестовых заданий по математике», а также ряд других методик.

В нашей школе с 2018-2019 учебном году в проектном режиме введено инклюзивное образование, в 2022-2023 учебном году в КГУ «Школа-лицей №28 им.М.Маметовой» 12 учащихся с ОВЗ. 

ФИО ребенка

класс

диагноз

1

Алишер Алан Олжасұлы

Симптоматика стертой дизартрии. Трудности формирования чтения и письма. ЗПР.

2

Хамзин Даниэл Ринатович

Фонетическое недоразвитие. Трудности формирования чтения и письма.

3

Сатиев Ахмед Русланович

ЗПР. Общее недоразвитие речи 2 уровня. Симптоматика стертой дизартрии. 

4

Сатиев Мустафа Русланович

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Синдром дефицита внимания, гиперреактивность. 

5

Тукубаев Султан Фархадович

ЗПР. Симптоматика стертой дизартрии. Заикание легкой степени, склонное к прогрессированию. Тоно-клоническое артикулярно дыхательной локации. 

6

Ибраев Алихан Ержанович

ЗПР. Нарушение процессов чтения и письма. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. 

7

Павленко Яромир Викторович

ЗПР на фоне минимальных мозговых дисфункций. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

8

Курмантаева Айлин Мирасовна


9

Сушильникова Таисия Павловна


10

Лариков Елисей Васильевич

Легкая задержка психического развития на резидуально-органическом фоне. Астеноневротический синдром. Заикание легкой степени выраженности. Стертая форма дизартрии. 

11

Парахин Илья Иванович

Трудности поведения. Трудности общения и социального взаимодействия . ЗПР. 

12

Сайлау Ильяс Мақсатұлы

Трудности поведения. Выраженная задержка психического развития. 

Главной целью работы с детьми с ОВЗ -  создание оптимальных психолого- педагогических условий для усвоения детьми с отклонениями в развитии соответствующих общеобразовательных программ, коррекции в отклонении развития, социальной адаптации обучающихся.

Вся работа с детьми ОВЗ осуществляется по следующим направлениям:

  1. Изучение нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ.
  2. Работа с классными руководителями, учителями предметниками.
  3. Взаимодействие с районной ПМПК
  4. Работа с родителями детей с ОВЗ.
  5. Работа школьного ПМПк.
  6.  Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ.

В процессе развития инклюзивной практики психолого-педагогическое сопровождение обучающихся является обязательным компонентом образовательного процесса. 

Важной задачей в школах страны является организация службы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Под «сопровождением» нужно понимать взаимодействие и преемственность в работе всех участников образовательного процесса (администрацию, учителей, специалистов, родителей и обучающихся).

Коррекционно-развивающая работа

Ф.И

Индивидуальные занятия

Групповое занятия

1

Сайлау Ильяс

44(инд.занятия 2 в неделю)

2

2

Сушильникова Таисия

28(инд.занятия 1 в неделю)

1

3

Павленко Яромир

48(инд.занятия 2 в неделю)

4

4

Тукубаев Султан

20(инд.занятия 1 в неделю)

4

5

Сатиев Мустафа

35(инд.занятия 1  в неделю)

2

6

Парахин Илья

29(инд.занятия 2 в неделю)

1

7

Ибраев Алихан

15(инд.занятия 1  в неделю)

2



Динамика учащихся в начале и в конце учебного года

Ф.И

2022г.

2023г.

1

Парахин Илья

Мотивация: низкая

Мотивация: низкая

Социализация: обидчивый, раздражителен

Социализация: проблемы с социализацией

Уровень работоспособности: низкая

Уровень работоспособности: ниже среднего.

Особенности памяти: низкая

Особенности памяти: ниже среднего  помнит только некоторые пройденные темы

2

Сушильникова Таисия

Мотивация: на среднем уровне, есть игровая мотивация

Мотивация: выше среднего, не пропускает занятия с психологом

Социализация: дружелюбная

Социализация: дружелюбная, любвеобильная, приветливая

Уровень работоспособности: на среднем уровне

Уровень работоспособности: выше среднего, выполняет все задания вовремя, повторяет


Особенности памяти: соответствует возрасту

Особенности памяти: соответствует возрасту

3

Павленко Яромир

Мотивация: работает только по интересу

Мотивация: появилась учебная мотивация

Социализация: дружит по интересу

Социализация: в классе дружит с определенными учениками 

Уровень работоспособности:

ниже среднего

Уровень работоспособности: выполняет задания учителя 

Особенности памяти: соответствует возрасту

Особенности памяти: соответствует возрасту

4

Тукубаев Султан

Мотивация: высокая, любит читать и писать

Мотивация: высокая

Социализация: умеет общаться со сверстниками

Социализация: в классе со всеми дружит

Уровень работоспособности: на среднем уровне, переключаемость на работу не затруднена 

Уровень работоспособности: выше среднего, переключаемость на работу не затруднена

Особенности памяти: соответствует возрасту

Особенности памяти:  соответствует возрасту 

5

Сайлау Ильяс

Мотивация: на низком уровне

Мотивация: в конце учебного года мотивация снизилась

Социализация: общается по интересу и в игровой форме

Социализация: стал более открытым, начал общаться со своими одноклассниками по интересу


Уровень работоспособности: на низком уровне, переключаемость на работу затруднена

Уровень работоспособности:  ниже среднего, выполняет задания только в игровом виде

Особенности памяти: не соответствует возрасту, на низком уровне

Особенности памяти: уровень ниже среднего, запоминает виды игрушек, карточек во время занятия с психологом

6

Ибраев Алихан

Мотивация: уровень ниже среднего

Мотивация: уровень  ниже среднего

Социализация: есть в классе друзья

Социализация: в классе есть друзья

Уровень работоспособности: на низком уровне, переключаемость на работу затруднена

Уровень работоспособности: уровень ниже среднего

Особенности памяти: запоминает только определенные элементы

Особенности памяти: запоминает только определенные элементы

7

Сатиев Мустафа








Мотивация: уровень выше среднего

Мотивация: уровень выше среднего

Социализация: есть в классе друзья, дружелюбный

Социализация: есть в классе друзья, дружелюбный

Уровень работоспособности: на среднем уровне, переключаемость на работу не  затруднена

Уровень работоспособности: на среднем  уровне, переключаемость на работу не затруднена

Особенности памяти: соответствует возрасту

Особенности памяти: соответствует возрасту

В апреле прошла декада по инклюзивному образованию «Мы разные, но мы равные». 

Цель:Формирование толерантных отношений между детьми, развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.

Задачи:

- воспитывать уважение к себе, сверстникам и старшим;

- воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей;

- формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принять;

- способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости, развитию гуманистического, патриотического отношения к народу, к стране.

Яркими событиями проведения декады стали коучинги и семинары Омилаевой Л.Н., школьного психолога: «Равные возможности», «Возможности использования альтернативной и дополнительной коммуникации у детей с ментальными нарушениями», «Новые возможности организации подготовки детей с ограничениями здоровья к интеграции в систему инклюзивного образования». Конкурс детских рисунков «Мы разные, но равные», классный час «Равные возможности», анкетирование для родителей и учащихся. 





Коррекционно-развивающая работа специального педагога

За 2022-2023 учебный год были проведены:

  1. Сатиев Ахмед – 54 индивидуальных занятии по 3 раза в неделю 
  2. Курманбаева Айлин – 58 индивидуальных зянятии по 2 раза в неделю
  3. Сушильникова Таисия – 62 индивидуальных занятии по 2 раза в неделю
  4. Павленко Яромир – 62 индивидуальных зянятии по 2 раза в неделю 
  5. Алишер Алан -36 индивидуальных зянятии по 2 раза в неделю
  6. Сайлау Ильяс – 72 индивидуальных зянятии по 3 раза в неделю
  7. Лариков Елисей – 21 индивидуальных и 28 парных зянятии по 2 раза в неделю
  8. Парахин Илья- 38 парных зянятии по 2 раза в неделю

Динамика учащихся в начале и в конце учебного года

Сатиев Ахмед в начале учебного года сложно вступал в контакт отказывался идти на занятия, убегал, грубил. Были проведено работа с бабушкой и с мамой. Только после долгих договоренности и индивидуального подхода что бы появился интерес к занятиям начал посещать занятия. 

В начале года: 

  • сформированность элементарных математических представлений – несформированы
  • выявление словарного запаса – ниже нормы  
  • состояния письменной речи – несформированы
  • формирование умения ориентироваться на плоскости – несформированы
  • чтение – читает определенные буквы

В конце учебного года: 

  • сформированность элементарных математических представлений – знает счет предметов, сравнение предметов, геометрические фигуры, измерение длины в см., числовое равенство и неравенство.
  • выявление словарного запаса – среднее 
  • состояния письменной речи – умеет писать буквы, цифры, легкие слова в печатном виде
  • формирование умения ориентироваться на плоскости – переходит за линии, но улучшеня есть.
  • Чтение- читает слоги из двух букв

Курманбаева Айлин все тамы по предметам понимает хорошо в соответсвии с возростом, из за диагноза ДЦП при письме дрожат руки и спешит, есть легкое заикание и напивание при чтении. По математике и по русскому языку повторяли все темы соответственно программе 4 класса и готовились к СОР и СОЧ. 

В начале года: 

  • заикание – легкое 
  • письмо – спешит и искревляет 

В конце учебного года: 

  • заикание – нет
  • письмо – спешит 

Сушильникова Таисия очень способная но из за СДВГ ошибается при решении задач, много отвлекается и спешит. Но если попросить внимательнее посмотреть может найти ошибку и исправить. По математике и по русскому языку повторяли все темы соответственно программе 4 класса и готовились к СОР и СОЧ.

В начале года: 

  • внимание – ниже среднего  
  • скорость работоспособности – быстрое 

В конце учебного года: 

  • внимание –   среднее 
  • скорость работоспособности – быстрое 

Павленко Яромир были отстования от программы 2 класса. Усердно работая вместе с родителями догнали программу.  По математике и по русскому языку повторяли все темы соответственно программе 2 класса и готовились к СОР и СОЧ. из за СДВГ ошибается при решении задач, много отвлекается.

В начале года: 

  • внимание – ниже среднего  
  • скорость работоспособности – медленное

В конце учебного года: 

  • внимание –   среднее  
  • скорость работоспособности – медленное

Алишер Алан начал посещать занятия в середине учебного года. В контакт вступает сразу, невнимателен и отстает от программы 1 класса. На занятиях иногда балуется, но может сказать с чем у него сложности, старается и выполняет все задания.

В начале года: 

  • сформированность элементарных математических представлений – сформированы но отстает от программы
  • выявление словарного запаса – ниже нормы  
  • состояния письменной речи – сформированы но отстает от программы
  • формирование умения ориентироваться на плоскости – низкое
  • чтение – читает слоги 

В конце учебного года: 

  • сформированность элементарных математических представлений – догнал программу 1 класса. 
  • выявление словарного запаса – среднее 
  • состояния письменной речи – догнал программу 1 класса.
  • Чтение – читает легкие тексты по слогам. 

Сайлау Ильяс Несмотря на то, что Ильяс закончил обучение в 4 классе, реальными знаниями, умениями и навыками выпускника начальной школы не владеет. По итогам I, ІІ и ІІІ четверти 2022-2023  учебного года мальчик не успевает по всем предметам. На занятиях с дефектологом не хочет работать и учитьсяОбучению поддается только в игровой форме. Программный материал Ильяс не усваивает. Ситуацию усугубляют частые пропуски занятии. Ученик пишет очень медленно, неаккуратно, не соблюдает единых требований по оформлению письменных работ. Имеет низкий уровень памяти и техники чтения, бедный словарный запас. Не владеет навыками учебной деятельности, не умеет составить пересказ, медленно читает, с трудом учит стихи. Интерес к учёбе у мальчика отсутствует. На занятиях часто смотрит в окно и задает разные вопросы не касающих темы занятияИльяс не умеет работать самостоятельно, не проявляет ответственности за свою учёбу, ленив. Всё это является препятствием к получению знаний. 

Для Сайлау Ильяс в начале года была подготовлена индивидуальная программа по учебнику «Математика» Р.А. Сулейменова, И.Г. Елисеева, Ш.Ж.Карипжанова. Алматы,2019 и по «Русскому языку» для детей с ООП  так как адаптированную программу для Ильяса подготовить по пропускам знании 3 и 4 класса подготовить было невозможно. Программу 5 класса общеобразовательной школы Ильяс догнать не сможет! Все темы которые мы проходили Ильяс забывает не выходя из кабинета. Усвоил по математике темы «Сравнение двузначных чисел», «Сложение и вычитание без перехода через разряд», «Умножение» (учили таблицу умножения играя в самалеты и лодочки). Очень сложно удаеются все темы мер. Чтение и письмо, правила орфографии и темы русского языка не интересны. Ленится писать и читать. На любые требования возражает и хныкает со словами «Не говори так», «Не говори», «Когда будем отдыхать?», «Позвони апатай», «Когда меня заберет апатай?», и видя любую белую машину говорит «Это машина моей мамы. Она пришла за моной». 


Лариков Елисей разговорчив во время занятии, старается успевает по программе но не все темы хорошо усваивает. По математике и по русскому языку повторяли все темы соответственно программе 5 класса и готовились к СОР и СОЧ.

Парахин Илья может работать и учится только по индивидуальному подходу, в классе не слушает учителя во время занятии, долго задумывается и застывает на одной точке. Индивидуально и работая в паре с одноклассником –Лариковом Елесеем повторяли и проходили все темы по программе 5 класса по математике и русскому языку. Способный но медлителен. 

Фотографии детей во время занятии




Организационно-методическое направление

Оформление документации. 

В интересах организации планомерной и целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности в начале учебного года была оформлена следующая документация:

-журнал посещения коррекционно-развивающих занятий дефектолога

 -список детей, зачисленных на занятия 

-циклограмма рабочего времени 

-расписание подгрупповых и индивидуальных занятий –

-календарно-тематическое планирование коррекционной работы.

Консультативно-просветительское направление 

Консультативная деятельность велась в течение всего учебного года с родителями. Поддерживалась взаимосвязь со всеми классными руководителями, с логопедом и с педагогом-психологом; совместное обсуждение вопросов школьной неуспеваемости, нарушения поведения, взаимоотношений в классе осуществлялось в течение всего учебного года.

Еще одной формой инклюзивного образования, является обучение на дому. 

учебный год

кол-во на дому

ФИО учащегося

диагноз

2014-2015

2

Туганбаев Айтми
 Жуаспаев Назар

Синдром грудного выхода
 Синдром вегетососудистой дистонии

2015-2016

1

Жуаспаев Назар

Синдром вегетососудистой дистонии

2016-2017

1

Жуаспаев Назар

Синдром вегетососудистой дистонии

2017-2018

2

Жуаспаев Назар
 Досмухамбет Шакира

Синдром вегетососудистой дистонии
 Юношеский эпифезиолиз головки правого бедра

2018-2019

1

Аксенова Адель

ВСД подросткового периода 

2019-2020

2

Жуаспаев Назар
 Ушуров Хасан

F-21 Шизотипическое расстройство

So63 Очаговая травма головного мозга

2020-2021

1

Аксенова Адель

Т93.8 Последствия других уточненных травм нижней конечности

2021-2022

2

Аксенова Адель


Акулова Алина

Т93.8 Последствия других уточненных травм нижней конечности

Вывих надколенника

2022-2023

5

Аксенова Адель


Жанузаков Искандер


Мухан Айсултан

Ташпулатов Амир


Хамзиева Амина 

Т93.8 Последствия других уточненных травм нижней конечности

G93.8Другие уточненные поражения головного мозга

G80.3 Дискинетический церебральный паралич 

J45.0 Астма с преобладанием аллергического компонента

М08.0 Юношеский ревматоидный артрит


При реализации учебной программы необходимо соблюдать принципы универсального дизайна, поскольку это поможет педагогу настроить учебный процесс для всех обучающихся, независимо от их способностей, возраста, пола или культурного и языкового опыта. Данный подход представляет собой план разработки стратегий, материалов, оценок и инструментов для охвата и обучения детей с различными потребностями.

Таким образом, образовательная среда школы должна удовлетворять потребностям всех обучающихся, при этом необходимым элементом в реализации инклюзивного образования становится качество образования, и право на образование рассматривается, как не только обеспечение доступа, но и обеспечение успеха каждого ребенка в образовательном процессе с раннего детства до взрослой жизни.

Основные    проблемы педагогов школы:

1.Отсутствие  специальной профессиональной подготовки в области  инклюзивного образования  (большинство педагогов школы имеют высшее и средне – специальное педагогическое образование, но не имеют подготовки в области  инклюзивного образования)

2.Дефицит знаний о специфике работы  с детьми с ОВЗ;

3.Недостаточное знание методов и технологий работы с детьми с ОВЗ;

4. Некоторые педагоги испытывают трудности в эмоциональном восприятии детей с ОВЗ  (мешает сложившийся стереотип о том, что дети с ОВЗ необучаемы);

5. Недостаточная  методическая подготовленность учителей школы в данном вопросе.

Пути решения проблем:

  1. Формировать у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с особыми нуждами.
  2. Создать условия для успешной социализации обучающихся, воспитанников.
  3. Обеспечить возможность прохождения курсовой подготовки и переподготовки учителей по вопросам специального образования.

Вывод:    работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья велась в этом учебном году на удовлетворительном уровне. 

Задачи на 2023-2024 учебный год:

1.Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Адаптированной образовательной программы.

2. Выявлять особые образовательные потребности детей с ООП, обусловленные особенностями их физического и психического развития.

3. Формировать у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с особыми нуждами.

4. Создать условия для успешной социализации воспитанников.