Формирование этических норм поведения у подростков » КГУ «Школа-лицей №28 им.М.Маметовой»
Алматы қаласы Білім басқармасының
«М.Мәметова атындағы №28 мектеп-лицей»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 261-64-82
Есепші бөлімі:
+7(727) 272-69-46
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » Формирование этических норм поведения у подростков
20
желтоқсан
2020

Формирование этических норм поведения у подростков

Актуальность проблемы культуры поведения вызвана критическим состоянием нравственного и духовного развития нового поколения. Причина кроется в распространении моделей поведения, характеризующихся высокой долей поведенческих факторов риска: курение, алкоголь, клубная культура, зависимость от электронной атрибутики (мобильные телефоны, планшеты).

Но значит ли это, что этическое сознание подросткам несвойственно, что этические категории им неинтересны?

Скорее, дело в том, что о ней ничего не хотят знать взрослые люди – их родители. Они хотят безусловного контроля над подрастающим поколением вне какой-либо этики. Поэтому корень проблемы вовсе не в том, что подростков не интересует этика. 

Особенность этического воспитания подростков заключается в том, что оно должно быть принципиальным образом практичным. В отличие от раннего детства, когда ребенка учат поступать в соответствии с нормами общежития задолго до их осознания, и начальной школы, в которой от ученика требуют некритичного усвоения этих норм в теории и безукоризненного следования им из послушания, в подростковом возрасте этическое воспитание заключается, в основном, в о всестороннем практическом применении усвоенных ранее этических норм, в своеобразной проверке их «на прочность». А какое поведение следует считать неправильным?

Во-первых, это невнимание и безразличие, оставление подростка без помощи, наедине со своими проблемами. Про таких родителей дети потом говорят с горечью «вывезли на середину реки и бросили в реку, а потом смотрели, как я барахтаюсь». 

Во-вторых, это гиперопека, стремление подстраховать на любом повороте и сделать все за самого подростка. В обоих случаях родители действуют из самых лучших побуждений – в первом развивают самостоятельность и характер своих чад, во втором – заботятся и подстраховывают…Плохо то, что они впадают в крайности, вместо того, чтобы разумно сочетать противоположные методы, с одной стороны, поощряя самостоятельность поступков своих детей, а с другой – не терять их из виду, и , в случае необходимости – приходить на помощь, не забывая о том, что при всем стремлении вашего подростка казаться взрослым и самостоятельным, он во многом продолжает оставаться ребенком.

Итак, в чем же должно заключаться этическое воспитание подростка на диалектическом этапе обучения?

Вы должны предоставить своему подростку максимум самостоятельности в рамках жестко заданных заранее правил. В принципе, для эффективного этического воспитания не так важно, что какие будут нормы. Важно, как их преподавали в детстве и насколько преподававшие их взрослые сами им соответствовали. Разумеется, если для самих родителей следование преподаваемым этическим нормам не является абсолютом, если оно зависит от ситуации – дети будут активно восставать против требований жестко придерживаться таких норм. Однако и в случае, если родители безупречно следуют выбранному кодексу поведения, подростки все равно будут пытаться испытать его на прочность. В конце концов, даже для взрослого человека свойственно пытаться время от времени следовать линии наименьшего сопротивления – что же можно ждать от вчерашних детей, в поведении которых нет и не может быть подлинной последовательности и твердости, свойственной зрелому возрасту.

Подростку должна быть предоставлена максимальная свобода как в организации своей учебной деятельности, так и в личной жизни.
 Подросток должен научиться самостоятельно планировать и осуществлять свою учебную деятельность, поддерживать контакты с учителями, готовиться к аттестациям и сдавать их.

Подросток должен принять на себя часть ответственности за жизнь семьи и научиться самостоятельно, без понуканий и напоминаний выполнять ту часть обязанностей, которую на него сочтут нужным возложить взрослые и которую он согласится принять на себя.

Подросток должен сам определить круг своего общения и пройти собственную школу человеческих отношений в выбранном сообществе сверстников.
 Эти три главные задачи – учеба, работа, общение – должны решаться не в ущерб друг другу. Последнее очень сложно уяснить современным родителям, очень часто склонным приравнивать успехи личностного развития своих детей к их школьным оценкам. Это не совсем верно. Как правило, школьные оценки мало коррелируют с глубинным личностным развитием вашего ребенка – некоторые из них случайны, некоторые ошибочны, и лишь небольшая их часть отражает его реальный уровень знаний. В любом случае, погоня за максимальными баллами и полноценное этическое воспитание редко гармонично сочетаются. Конечно, есть особо одаренные дети, которым учеба дается без особых проблем – тогда, в рамках воспитания воли, довольно легко добиться отличных оценок. С другой стороны, если ваш ребенок не имеет выдающихся способностей к наукам, он, скорее всего, будет получать посредственные оценки, даже работая изо всех сил. И тут от вашего поведения зависит очень многое: вы должны найти в себе готовность позитивно оценить усилия подростка вне зависимости от полученных оценок. Только такая реакция поддержит подростка в трудную минуту поражения и поможет ему найти силы к еще большему напряжению.

В то же время, из поля зрения родителей не должна выпадать и личная жизнь подростка. Для этого не нужно за ним шпионить – достаточно просто проявлять дружелюбное внимание и готовность к пониманию иного мироощущения. Конечно, родителям бывает трудно обуздать ревность, когда вдруг оказывается, что подросток начинает нуждаться в обществе своих друзей не меньше, а иногда и больше, чем в их собственном; особенно, когда он или она начинают стремиться проводить в этом обществе все больше времени, и выходные, и праздники. Это чувство нужно победить – вашему подростку совершенно необходима собственная жизнь. Единственное, о чем не следует забывать и взрослым, ни детям – то, что личная жизнь подростков, как и личная жизнь родителей, не должна наносить ущерб жизни семьи в целом. Общественные обязанности подростка внутри семейного коллектива не должны страдать от его личной жизни и от его учебных занятий – вот железное правило, которого вашему подростку следует научиться придерживаться в первую очередь. Если он усвоит это правило – в дальнейшей взрослой жизни ему будет проще гармонично сочетать личную жизнь с выполнением своих обязанностей перед другими людьми.


Разработаны нормы поведения учителей в интернете | Новости | Образование в  России