Семинар по инклюзивному образованию «Каждый ребенок имеет право»
Семинар по инклюзивному образованию
«Каждый ребенок имеет право»
Ребенок с дефектом не есть непременно дефективный ребенок.
Л.С. Выготский
Подготовили и провели:
Битнер И.С. – классный руководитель 2 «Г» класса
Иванова М.В. – зам.директора по УВР
Аудитория: учителя лицея (34 учителя)
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы в системе инклюзивного образования.
Задачи:
- Создать условия для развития эмоциональной готовности педагогов работать с детьми с ОВЗ.
- Создать условия для сформирования профессиональной мотивации педагогов.
- Создать условия для работы педагогов в команде.
- Создать предпосылки для формирования в школе единого инклюзивного образовательного пространства.
Используемое оборудование: Презентация, видеоролики, мультимедийная установка, наушники.
Ход семинара
Просмотр социального ролика “Люди так не делятся”.
https://www.youtube.com/watch?v=Ex2rsatVzWI
Презентация с терминами
Посмотреть онлайн файл: inkljuzivnoe-obrazovanie.pdf
С 2016 года дети с ОВЗ имеют возможность обучаться в стенах школы, в коллективе одноклассников, в прямом взаимодействии с педагогом.
Именно поэтому, мы посчитали важной данную тему для семинара и совместно попытаемся понять те трудности детей данной категории, с которыми они могут столкнуться в стенах нашей школы и которые мы должны учитывать при работе с ними.
Для этого мы предлагаем вам поделиться на 5 групп.
üНарушения речевого развития
üНарушения слуха
üНарушения зрения
üНарушения аутистического спектра
üНарушение опорно-двигательного аппарата
Каждой группе выдается ватман, с таблицей:
Вид нарушения_________________________________________________________ | |||
Характерные особенности детей с данным видом нарушений | Проблемы, которые могут возникнуть у педагога? | Что он может предпринять сам, по решению этих проблем? | К кому и за какой помощью он может обратиться? |
Задание для групп: Подумайте и запишите те проблемы, которые могут возникнуть у педагога при работе с детьми данной категории, что вы можете предпринять самостоятельно для решения этих затруднений и к кому и за какой помощью вы может обратиться. Время для работы 10 минут.
По истечению отведенного времени команды презентуют ответы на поставленные им вопросы.
Презентация заполненной таблицы группой №1 (работа с детьми с речевыми нарушениями).
Ведущий дает одному из членов группы №1 известное четверостишье. Он должен рассказать его группе, при этом прижав язык к нёбу. А члены группы должны понять о чем говорится в стишке.
Примеры четверостиший:
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Скажи погромче
Слово «Гром» —
Грохочет слово,
Словно гром.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствовали?
- А как вы думаете, что чувствовал в это время говоривший человек?
- Каким способом мы можем помочь человеку с такими затруднениями чувствовать себя лучше?
Просмотр видеоролика “Нарушения речи – не проблема”
https://www.youtube.com/watch?v=-bDSV__mUQk
Презентация заполненной таблицы группой №2 (работа с детьми с нарушениями слуха).
Выбирается ведущий, один из членов 2 группы, ему дается изображение рисунка из геометрических фигур. Остальные становятся художниками. Задача ведущего - объяснить художникам, что нужно нарисовать, не называя образ рисунка (дом, дерево), а называя лишь фигуры, из которых этот рисунок состоит.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствовали?
- Какие затруднения испытывали?
Просмотр видеоролика “Глухие слышат в первый раз”
https://www.youtube.com/watch?v=EMR3EkZuTmY
Презентация заполненной таблицы группой №3 (работа с детьми с нарушениями зрения).
Упражнение “Поездка в Токио”
В токийских поездах людно и шумно, к тому же большинство туристов не знают японского языка. Как же японскому проводнику рассадить туристов по местам? Половина игроков будет играть за японцев, а половина за туристов. Задача японцев, используя только 7 японских слов и 3 интернациональных взмаха руками, как можно быстрее объяснить туристам задание. А задача туристов всё быстро понять и выполнить. Инструкция к упражнению.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствовали?
- Что вам помогло добиться результата?
Просмотр видеоролика “Что видит слепой”
https://www.youtube.com/watch?v=zitgLIDVRhM
Презентация заполненной таблицы группой №4 (работа с детьми с нарушениями аутистического спектра)
Упражнение. Ведущему надеваются наушники (громкий шум города). Просят показать простые эмоциональные состояния (“мне страшно”, “хочу пить”, “хочу погулять”, “удивление”).
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствовали?
- Что было труднее, слушать инструкцию или выполнять задание?
Просмотр видеоролика “Мир глазами аутиста»
https://www.youtube.com/watch?v=gJ6mW9JiKoM
Презентация заполненной таблицы группой №5 (работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
Упражнение. Участнику связывают ноги и просят быстро принести ручку и тетрадку.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствовали?
- Как помочь?
Подведение общих итогов:
Продолжите фразы:
- Я сегодня вспомнила ...
- Меня порадовало ...
- Мне было трудно ...
В завершение нашей с вами работы, нам бы хотелось поделиться с вами одной историей
Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:
- Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!”.
И вдруг человек услышал: “Кое-что я предпринял - послал ему навстречу тебя”.
После были обсуждения, участники пришли к следующим выводам:
- Инклюзив – это не прихоть, не мода, это неотъемлемое право человека на равные возможности, в том числе на образование. Мы — разные, но равные.
- Образовательная система должна быть гибкой. Стандарты и прочие условия не должны быть самоцелью. Главная цель образования – максимальное развитие возможностей ребенка.
- Существующая система, в том числе государственный образовательный стандарт и пятибалльная система оценки, не дают возможности учесть особенности ребенка и тормозят развитие инклюзивного образования.
- В Казахстане в большей степени присутствует «стихийная» неуправляемая инклюзия, то есть когда дети с ограниченными возможностями обучаются в общеобразовательных классах, но либо не определены статусом «инвалидности», либо нет условий для удовлетворения их особенностей. Как результат – низкая успеваемость, слабый прогресс в развитии, нераскрытый потенциал таких детей и возможное девиантное поведение в переходном возрасте.
- Прежде всего, необходимо изменение в «умах», в отношении к детям с особыми потребностями. Педагогам и всему обществу надо научиться принимать их такими как есть, без стигматизации. Только при должном уровне поддержки дети с ограниченными возможностями могут обучаться в общей школе.
- Со стороны государства требуется скорейшее внедрение необходимой нормативной базы и финансовая поддержка инклюзивного образования.
Немного фактов и цифр от эксперта:
- 40% детей с ограниченными возможностями в Казахстане составляют дети с задержкой развития, 20% — с умственной отсталостью, 20% — с речевыми нарушениями и 20% — остальные виды нарушений.
- 5000 детей с различными отклонениями в развитии обучаются в общеобразовательных школах в режиме «стихийной» инклюзии, еще столько же — учатся со скрытым статусом инвалидности.
- Только в одной астанинской школе общий скрининг детей выявил более 20 случаев нераспознанного диагноза ЗПР (задержка развития). То есть дети и родители не знали о существовании проблемы и не получали необходимой коррекционной помощи.
- При наличии эффективной помощи, поддержки и адекватного обучения дети с задержкой развития к 12-ти годам могут полностью достичь уровня развития в соответствии со своим возрастом.