Семинар по инклюзивному образованию «Каждый ребенок имеет право» » КГУ «Школа-лицей №28 им.М.Маметовой»
Алматы қаласы Білім басқармасының
«М.Мәметова атындағы №28 мектеп-лицей»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 261-64-82
Есепші бөлімі:
+7(727) 272-69-46
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Семинар по инклюзивному образованию «Каждый ребенок имеет право»
20
наурыз
2020

Семинар по инклюзивному образованию «Каждый ребенок имеет право»


Семинар по инклюзивному образованию

«Каждый ребенок имеет право»


Ребенок с дефектом не есть непременно дефективный ребенок.

Л.С. Выготский


Подготовили и провели:

Битнер И.С. – классный руководитель 2 «Г» класса

Иванова М.В. – зам.директора по УВР

Аудитория: учителя лицея (34 учителя)


Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы в системе инклюзивного образования.

Задачи:

  • Создать условия для развития эмоциональной готовности педагогов работать с детьми с ОВЗ.
  • Создать условия для сформирования профессиональной мотивации педагогов.
  • Создать условия для работы педагогов в команде.
  • Создать предпосылки для формирования в школе единого инклюзивного образовательного пространства.

Используемое оборудование: Презентация, видеоролики, мультимедийная установка, наушники.

Ход семинара

Просмотр социального ролика “Люди так не делятся”.

https://www.youtube.com/watch?v=Ex2rsatVzWI

Презентация с терминами

inkljuzivnoe-obrazovanie.pdf [868,62 Kb] (cкачиваний: 236)
Посмотреть онлайн файл: inkljuzivnoe-obrazovanie.pdf

С 2016 года дети с ОВЗ имеют возможность обучаться в стенах школы, в коллективе одноклассников, в прямом взаимодействии с педагогом.

Именно поэтому, мы посчитали важной данную тему для семинара и совместно попытаемся понять те трудности детей данной категории, с которыми они могут столкнуться в стенах нашей школы и которые мы должны учитывать при работе с ними.

Для этого мы предлагаем вам поделиться на 5 групп. 

üНарушения речевого развития

üНарушения слуха

üНарушения зрения

üНарушения аутистического спектра

üНарушение опорно-двигательного аппарата

Каждой группе выдается ватман, с таблицей:

Вид нарушения_________________________________________________________

Характерные особенности детей с данным видом нарушений

Проблемы, которые могут возникнуть у педагога?

Что он может предпринять сам, по решению этих проблем?

К кому и за какой помощью он может обратиться?





Задание для групп: Подумайте и запишите те проблемы, которые могут возникнуть у педагога при работе с детьми данной категории, что вы можете предпринять самостоятельно для решения этих затруднений и к кому и за какой помощью вы может обратиться. Время для работы 10 минут.

По истечению отведенного времени команды презентуют ответы на поставленные им вопросы.

Презентация заполненной таблицы группой №1 (работа с детьми с речевыми нарушениями).

Ведущий дает одному из членов группы №1 известное четверостишье. Он должен рассказать его группе, при этом прижав язык к нёбу. А члены группы должны понять о чем говорится в стишке.

Примеры четверостиший:

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.


Скажи погромче
 Слово «Гром» —
 Грохочет слово,
 Словно гром.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что вы чувствовали?
  2. А как вы думаете, что чувствовал в это время говоривший человек?
  3. Каким способом мы можем помочь человеку с такими затруднениями чувствовать себя лучше?

Просмотр видеоролика “Нарушения речи – не проблема” 

https://www.youtube.com/watch?v=-bDSV__mUQk


Презентация заполненной таблицы группой №2 (работа с детьми с нарушениями слуха).

Выбирается ведущий, один из членов 2 группы, ему дается изображение рисунка из геометрических фигур. Остальные становятся художниками. Задача ведущего - объяснить художникам, что нужно нарисовать, не называя образ рисунка (дом, дерево), а называя лишь фигуры, из которых этот рисунок состоит.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы чувствовали?
  • Какие затруднения испытывали?

Просмотр видеоролика “Глухие слышат в первый раз” 

https://www.youtube.com/watch?v=EMR3EkZuTmY


Презентация заполненной таблицы группой №3 (работа с детьми с нарушениями зрения).

Упражнение “Поездка в Токио” 

В токийских поездах людно и шумно, к тому же большинство туристов не знают японского языка. Как же японскому проводнику рассадить туристов по местам? Половина игроков будет играть за японцев, а половина за туристов. Задача японцев, используя только 7 японских слов и 3 интернациональных взмаха руками, как можно быстрее объяснить туристам задание. А задача туристов всё быстро понять и выполнить. Инструкция к упражнению. 

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы чувствовали?
  • Что вам помогло добиться результата?

Просмотр видеоролика “Что видит слепой”

https://www.youtube.com/watch?v=zitgLIDVRhM


Презентация заполненной таблицы группой №4 (работа с детьми с нарушениями аутистического спектра)

Упражнение. Ведущему надеваются наушники (громкий шум города). Просят показать простые эмоциональные состояния (“мне страшно”, “хочу пить”, “хочу погулять”, “удивление”).

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы чувствовали?
  • Что было труднее, слушать инструкцию или выполнять задание?

Просмотр видеоролика “Мир глазами аутиста»

https://www.youtube.com/watch?v=gJ6mW9JiKoM


Презентация заполненной таблицы группой №5 (работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата)

Упражнение. Участнику связывают ноги и просят быстро принести ручку и тетрадку.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы чувствовали?
  • Как помочь?


Подведение общих итогов:

Продолжите фразы:

  • Я сегодня вспомнила ...
  • Меня порадовало ...
  • Мне было трудно ...

В завершение нашей с вами работы, нам бы хотелось поделиться с вами одной историей

Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:

- Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!”.

И вдруг человек услышал: “Кое-что я предпринял - послал ему навстречу тебя”.

После были обсуждения, участники пришли к следующим выводам:

  1. Инклюзив – это не прихоть, не мода, это неотъемлемое право человека на равные возможности, в том числе на образование. Мы — разные, но равные.
  2.  Образовательная система должна быть гибкой. Стандарты и прочие условия не должны быть самоцелью. Главная цель образования – максимальное развитие возможностей ребенка.
  3. Существующая система, в том числе государственный образовательный стандарт и пятибалльная система оценки, не дают возможности учесть особенности ребенка и тормозят развитие инклюзивного образования.
  4. В Казахстане в большей степени присутствует «стихийная» неуправляемая инклюзия, то есть когда дети с ограниченными возможностями обучаются в общеобразовательных классах, но либо не определены статусом «инвалидности», либо нет условий для удовлетворения их особенностей. Как результат – низкая успеваемость, слабый прогресс в развитии, нераскрытый потенциал таких детей и возможное девиантное поведение в переходном возрасте.
  5. Прежде всего, необходимо изменение в «умах», в отношении к детям с особыми потребностями. Педагогам и всему обществу надо научиться принимать их такими как есть, без стигматизации. Только при должном уровне  поддержки дети с ограниченными возможностями могут обучаться в общей школе.
  6. Со стороны государства требуется скорейшее внедрение необходимой нормативной базы и финансовая поддержка инклюзивного образования.

Немного фактов и цифр от эксперта:

  • 40% детей с ограниченными возможностями в Казахстане составляют дети с задержкой развития, 20% — с умственной отсталостью, 20% — с речевыми нарушениями и 20% — остальные виды нарушений.
  • 5000 детей с различными отклонениями в развитии обучаются в общеобразовательных школах в режиме «стихийной» инклюзии, еще столько же — учатся со скрытым статусом инвалидности.
  • Только в одной астанинской школе общий скрининг детей выявил более 20 случаев нераспознанного диагноза ЗПР (задержка развития). То есть дети и родители не знали о существовании проблемы и не получали необходимой коррекционной помощи.
  • При наличии эффективной помощи, поддержки и адекватного обучения дети с задержкой развития к 12-ти годам могут полностью достичь уровня развития в соответствии со своим возрастом.