Индикаторы «Единая программа воспитания» » КГУ «Школа-лицей №28 им.М.Маметовой»
Алматы қаласы Білім басқармасының
«М.Мәметова атындағы №28 мектеп-лицей»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 261-64-82
Есепші бөлімі:
+7(727) 272-69-46
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » Индикаторы «Единая программа воспитания»
24
қыркүйек
2023

Индикаторы «Единая программа воспитания»

Приложение1

к приказу Министра просвещения

Республики Казахстан

от «___»____ 2023 года 

№ ____



«Единая программа воспитания» 

в организациях образования

 за исключением высших учебных заведений


Раздел 1. Введение

Раздел 2. Цель и задачи воспитания

Раздел 3.Ценности воспитания

Раздел 4. Содержание воспитания

4.1 Воспитание ребенка от рождения до 6 лет

4.2 Воспитание детей 6-10 лет

4.3 Воспитание подростков 11-15 лет

4.4 Воспитание молодежи 15-18 лет

Раздел 5.  Механизмы реализации воспитания

Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты


Раздел 1. Введение


Современный мир характеризуется стремительными изменениями, глобальной нестабильностью и различными угрозами. Эта информация свободно распространяется в пространстве и покоряет умы детей через социальные сети. Интернет-пространство повлияло на воспитание, поведение, манеры ребенка, привело к определенному приоритету различных субкультур. Если обратить внимание на данные, публикуемые Национальным бюро статистики Агентства стратегического планирования и реформ Республики Казахстан, то можно заметить, что факты краж, насилия и покушений на насилие среди несовершеннолетних увеличиваются. 

Существует множество причин и последствий, которые способствуют возникновению этих проблем. Например, возможности и открытость интернета, быстрое распространение любой информации, тот факт, что просматриваемый детьми видеоконтент не проходит через фильтры, неспособность родителей поддерживать гармонию и баланс между работой и семейной жизнью способствовали возникновению дефицита дисциплины в воспитании детей. Вот почему актуальна проблема воспитания глубоко образованного, дальновидного, честного человека с ярко выраженным национальным самосознанием.

Воспитание – это основа качественного образования, которое ведет поколение к высоким идеалам. Оно заряжает душу человека добром и наполняет ее ценными человеческими качествами. А настоящее время – эпоха творческого поколения в меняющемся мире. Поколение, выросшее на национальных ценностях, будет великим. Поколения формируют качество нации. И важно воспитать творческого гражданина, обладающего качествами достоинства, чести, верности, патриотизма, ответственности, порядочности, доброты и братства, любви к семье, уважения к старшим, почитания младших. Для благополучного развития нашей страны воспитание образованного и лояльного поколения, любящего свой народ, ценящего интересы государства, является одной из самых актуальных задач, которую необходимо постоянно иметь в виду. Определение содержания воспитания и есть решение данных задач легла в основу «Единая программа воспитания» в организациях образования за исключением высших учебных заведений (далее – Программа). 


Раздел 2. Цель и задачи воспитания


Целью воспитания является воспитание трудолюбивого, честного, сознательного, созидательного гражданина на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

Решение следующих задач:

формировать умения и прививать навыки уважения родителей, взрослых, прислушиваться к их назиданиям, ценить семейный лад, достойно исполнять свои обязанности перед семьей;

прививать такие качества как доброта, честь, совесть, достоинство, ответственность, чувство заботы и справедливости, формировать трудолюбие и правовую культуру;

беречь национальное достояние, уважать казахский язык, национальные символы, сохранять мир, согласие, сплоченность и национальное единство, воспитывать патриотизм и государственность; 

ценить здоровье, здоровый образ жизни, чистоту ума и эмоциональную устойчивость; 

воспитать бережное отношение к природе, национальному и культурному наследию, экономному и эффективному использованию природных ресурсов.


Раздел 3. Ценности воспитания


Воспитание сегодняшнего подрастающего поколения – это та опора, которая завтра будет формировать образ нашей страны. Вот почему образование будет эффективным, если оно основано на ценностях. Ценность способствует формированию системы взглядов, которая лежит в основе жизненной позиции человека, выбора, принятия решений, определяет его действия и поведение.  

Поэтому в настоящий период для укрепления человеческого достоинства важны национальные интересы, национальное наследие, совесть, здоровье, компетенции, что является основой воспитания подрастающего поколения.

Ценность национального интереса является основой воспитания поколения с высокой правовой и экологической культурой, способствующего укреплению государственности Казахстана, формированию оптимального имиджа, служащего интересам страны, общественному благу, внимательно присматривающемуся к национального достояния и прославление его, расширение сферы применения казахского языка.

Обучая ценности национальных интересов, она направлена на воспитание человека патриотичного, государственного и благородного, ценящего государственные символы, уважающего историю своей страны, прославляющего национальное наследие, культуру, обладающего высокой правовой и экологической культурой.

Совесть

Ценность как совесть играет важную роль в воспитании детей, способствует формированию этических принципов, уважению к себе и другим, ответственности за свой труд, укреплению достойного характера и становлению ответственным гражданином. Ценность как совесть – это качественный образ человека, который не соответствует человеческому поведению, избегает негативных поступков, стремится к добру, ценит здравый смысл, становится достойным. Ценность совесть – это поддержка принципа академической честности, уважение честного труда, верность своему слову, честность в работе, уважение к семье и своему окружению, соблюдение моральных норм, умение принимать решения и чувство ответственности, забота. к друзьям, одноклассникам, членам семьи, своей семье чувство себя членом класса, школы, общества, Родины формируется проявлением доброты.

Через ценность чести призвано воспитать человека, который ценит честность, верен своему слову, берет на себя ответственность за свои поступки, с любовью относится к родителям, уважает своих друзей и одноклассников, уважает младших и уважает старших.

Ценность как стремление – это основа формирования у подрастающего поколения вежливости, терпения, настойчивости, бережливости, силы воли, чистого мышления и честных намерений. В то же время значение стремления приучает ребенка к обучению, тяге открывать новое в науке, эффективно планировать свое время и ресурсы, вести здоровый образ жизни. Поэтому ценность стремление будет направлена на развитие у обучающихся навыков критического и креативного мышления, умения работать индивидуально и в команде, стремления к познанию, познанию нового, быть физически активным, вести здоровый образ жизни, продвигать технологические и цифровые навыки, строить правильные отношения, эффективно планировать свое время и финансы. Сремление как ценность предполагает воспитание любознательной, созидательной личности, обладающей высокой информационной, медиа и финансовой грамотностью, понимающей культуру здорового питания, понимающей чистоту окружающей среды.


Раздел 4. Содержание воспитания


4.1 Воспитание ребенка от рождения до 6 лет


Особенности ребенка от рождения до 6 лет. Это период, когда родители непосредственно влияют на развитие ребенка. Он особенно жаждет любви своих родителей и склонен узнавать окружающих людей, прикасаясь к ним. Стремится действовать самостоятельно, заинтересован в том, чтобы попробовать что-то новое. Он повторяет то, что видел. 

Рекомендуется:

систематическое использование в качестве средств воспитания детей дошкольного возраста колыбельных и детских песен, стишков, загадок и пословиц, детских поговорок пригодных для детского языкового общения;

ввести традицию слушать колыбельные (приятные мелодичные песенки для детей) малышам  0-3 лет, а детям старше 3 лет рассказывать сказки, воспевающие добро и порядочность, чтобы они с хорошим настроением засыпали и отдыхали в обеденное время в детском саду;

проведение часов сказок с детьми, языковых проектов и мероприятий как «Бабушкина сказка», «Бал бала»;

с учетом возраста, интересов и потребностей детей рекомендуется систематически использовать национальные, спортивные и подвижные игры, детские игры по профессиям.


4.2 Воспитание детей 6-10 лет


Дети в возрасте 6-10 лет открыты для изучения нового, любопытны и стремятся учиться. Старается правильно выполнять поставленную задачу, любое действие стремится совершать с искренними намерениями, проявляет активность в заботе о животных и природе, склонен проявлять доброту к детям младше его.

Рекомендуется:

содержание, формат, художественный стиль, порядок и представления воспитательных мероприятий рекомендуется соответствовать возрастным и психологическим особенностям, интересам, представлениям современных детей;

обеспечить системность, последовательность, целостность воспитательной работы путем планирования тематических проектов, реализуемых в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

использование образцов устной народной литературы, художественных произведений в качестве источника контента для воспитательных мероприятий и проектов;

использование пословиц и табу казахского народа как одного из средств формирования культуры поведения и самоповедения обучающихся начальных классов;

расширить сферу применения национальных игр (проведение «Асық party» , «Хан талапай», «Арқан тартыс», «Алтыбақан», «Айгөлек», «Белдесу», «Саққұлақ», «Тымпи», «Тоғызқұмалақ») как одного из средств, способствующих физическому и интеллектуальному развитию ребенка;

через социальный опыт рекомендуется привлекать людей, животных в  благотворительные акции в рамках охраны природы, продвигать их в социальных сетях.


4.3 Воспитание подростков 11-15 лет


Подростковый возраст – это особый этап в формировании личности ребенка. На этом этапе ребенок особенно стремится показать и проявить себя взрослым, самостоятельным человеком, способным принимать собственные решения. Они подражатели, считают важным мнение своих сверстников и друзей, идут на риск и идут на смелые шаги, их поведение быстро меняется.

Рекомендуется:

определение содержания, формата, художественного стиля, порядка изложения учебных мероприятий и проектов с учетом психологических особенностей и интересов детей подросткового периода и с учетом достижений цифровых технологий;

представление классических произведений искусства и художественной литературы, соответствующих возрастным особенностям; предлагать решения кейс-ситуаций, направленные на обсуждение человеческих качеств и вредных привычек героев прочитанного произведения;

совершать экскурсии по историческим местам и памятникам страны, знакомиться с данными об истории страны и края, посещать театры, музеи, архивы, национальные парки и заповедники, совершать виртуальные путешествия и (или) знакомить с достижениями цифровых технологий;

знакомство с жизненными путями и наследием героев, поэтов и народных деятелей, исторических и общественных деятелей;

анализ исторических и документальных фильмов;

поддерживать инициативы обучающихся по популяризации культурного и национального наследия;

разработка проектов по охране природы, предотвращению техногенных катастроф;

привлекать семью к социальному сотрудничеству для реализации проектов;

рекомендуется организовывать мероприятия как «каникулы без гаджетов», чтение, занятия спортом, прогулки на природе.


4.4 Воспитание молодежи 15-18 лет


Молодой (старший подростковый) возраст – один из важнейших периодов в жизни человека. Имеет индивидуальное мнение и чувства максимализма, часто принимают быстрые решения. Склонен думать о будущем и принимать самостоятельные решения. 

Рекомендуется:

в воспитании молодежи приоритет должен отдаваться почитанию целостности страны и земли, независимости страны, поддержанию высокого достоинства и чести, служению честным трудом, проявлению гражданской активности на благо общества, осознанному пониманию ответственности, воспитанности. на основе здоровья и интеллектуальных ценностей;

вовлечение молодежи в социальные опыты и проекты, направленные на то, чтобы они почувствовали себя важным поколением для будущего страны, повышение их активности в выполнении своего долга перед семьей, долга перед Родиной;

важность возрождения исторического сознания нации, придания особого значения прославлению исторической генеалогии, организации мероприятий, направленных на прославление наследия нашего народа, унаследованного от предков, пробуждение духа молодежи в соблюдении «кодекса нации», повышение чувства патриотизма и государственной мудрости;

вовлечение в деятельность, направленную на прославление семейных ценностей, разъяснение ответственности за создание семьи;

рекомендуется участие в мероприятиях, направленных на высокую оценку добросовестного труда, уважения к труду человека, поддержку в определении правильной профессиональной направленности.


Раздел 5.  Механизмы реализации воспитания


Образовательные организации обеспечивают целостность воспитания и обучения, в связи с этим, интеграция воспитания и обучения способствует проявлению таких ценностей, как национальный интерес, совесть, стремление в содержании всей воспитательной работы организаций образования. Воспитание обучающихся в организациях образования осуществляется через: содержание учебных предметов, классных часов; внеурочной деятельности; сотрудничества с семьей; взаимодействия с неправительственными организациями.

В рамках учебных предметов необходимо:

учитывать воспитательную значимость темы и обеспечить ее реализацию в ходе урока;

учитывать воспитательный потенциал сквозных тем при планировании и проведении предметных недель в начальных классах;

обратить внимание на формирование общечеловеческих, национальных ценностей казахского народа при планировании и проведении предметных декад в средних и старших классах.

В рамках классных часов и мероприятий рекомендуется:

соблюдение последовательности и закономерности формирования национальных ценностей при разработке годового плана классных часов;

учет юбилейного календаря учебного года и обеспечение его реализации;

один час занятий в неделю должен быть введен в соответствии с расписанием школы, вовремя и регулярно проводиться.

В рамках внеклассной деятельности предлагается:

реализация совместных проектов или социальных практик;

проведение мероприятий, посвященных видным, известным деятелям, в том числе в честь которых названы школы;

организация встреч с известными лицами края, ветеранами труда и выпускниками школы, которые успешно трудятся и вносят вклад в развитие региона, страны.

В рамках сотрудничества с семьей:

оказание педагогической поддержки родителям по вопросам, касающимся воспитания детей в организациях образования (планирование воспитательной работы, совместное управление и принятие решений);

установление контакта с родителями как получателей информации через страницы социальных сетей образовательной организации (Instagram, Facebook, Telegram);

организация новых видов родительских собраний (педсоветы, тренинги, семинары, коучинги, дни открытых дверей, лекции, педагогические гостевые лекции) с целью увидеть динамику развития обучающихся и обеспечить качественную обратную связь с родителями.

В рамках  взаимодействия с неправительственными организациями:

организация совместной работы с ведомственными учреждениями согласно интересам и проблемам организации образования или школы;

проведение занятий или мероприятий в определенных местах вне школы (музеи, театры, краеведческие экскурсии, посещение предприятий).

В воспитательной работе организаций образования необходимо учитывать особенности современных детей, подростков и молодежи.   необходимо отдавать приоритет использованию активных методов чем пассивным методам обучения.

Интерактивные методы обучения обеспечивают активное участие подрастающего поколения в практике, обмене опытом. К ним относятся групповые обсуждения, ролевые игры, решение проблемных ситуаций или кейсов, исследовательские проекты, обучающие игры, дебаты, форумы и другие. Использование интерактивных методов помогает детям и подросткам глубже понять ценности воспитания и применять их в повседневной жизни.

Также важно привлекать обучающихся к социальному опыту и проектам по по формированию ценностей воспитания. Ведь социальные практики и проекты состоят из деятельности, направленной на решение социальных проблем, улучшение условий жизни людей, развитие общества и внесение в него положительного опыта. Проекты дают возможность обучающимся развивать критическое мышление, эмпатию и социальные навыки, которые являются важными для успешного взаимодействия в обществе.

Проекты, направленные на формирование экологической культуры обучающихся: «Чистый двор», «Зелёная школа», «ЭкоВолонтеры», «Экологический мониторинг», «Экологический туризм», «Бережливое потребление», «Вторая жизнь вещей», «Энергосбережение в школе»,                           «Вода - источник жизни».

Проекты, направленные на формирование правовой культуры у обучающихся, могут охватывать широкий спектр деятельности от практической работы до научно-исследовательских проектов: «Моя страна и мои права», «Юридический квест», «Мой вклад в закон», «Жеткіншектің жеті жарғысы», «Правовые профессии». Все эти проекты призваны помочь обучающимся понять свои права и обязанности, а также функционирование правовой системы в стране.

Для привития трудолюбия рекомендуются следующие проекты: «Мастерская рукоделия», «Еңбегі адал жас өрен», «Делай сам», «Кулинарный проект».

Для формирования таких ценностей, как честь, совесть и достоинство, ответственность рекомендуются проекты: «Герои нашего времени», «Совесть в действии», «Искусство и ценности», «Честь в истории», «Жизненная история моей семьи», «Управление временем и самоорганизация».

Пониманию важности здорового образа жизни и принятию полезных привычек, способствуют проекты: «Здоровое питание на каждый день», «Спорт в моей жизни», «Безопасность и первая помощь», «Психологическое благополучие и стрессоустойчивость», «Вредные привычки и их влияние на здоровье, «Сон и его влияние на здоровье», «Зависимость от экранов: новая вредная привычка», «Цифровая гигиена».

В рамках предлагаемых проектов возможна организация литературных марафонов, квестов, челленджей, диспутов, различных конкурсов, фестивалей, а также экскурсии в театральные, музейные и исторические места.


Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты


Доля детей, занимающихся спортом: 

(2023 год – 85%, 2024 год – 84%, 2025 год – 87%, 2026 год – 90%).

Доля обучающихся, вовлеченных в организованную общественную деятельность, в том числе через ученическое самоуправление и дебатное движение с целью повышения уровня гражданственности и патриотизма:                    (2023 год – 35%, 2024 год – 40%, 2025 год – 45%, 2026 год – 50%).

Доля обучающихся, читающих книг: 

(2023 год – 59,7%, 2024 год – 65%, 2025 год – 75%, 2026 год – 80%).

Доля участия в социальных проектах: 

(2023 год –20%, 2024 год – 25%, 2025 год – 30%, 2026 год – 35%).

Участие в мероприятиях «Личная безопасность», «Антибуллинговая культура» (2023 год – 50%, 2024 год – 65%, 2025 год – 75%, 2026 год – 85%).

Ожидаемые результаты:

умеет уважать своих родителей и взрослых, принимает и понимает свою ответственность перед семьей, ценит значение понятий как «шаңырақ», «жеті ата», «тектілік», дорожит семейным благополучием;

берет на себя ответственность за свои поступки в семье и школе, верен своему слову, делу, поддерживает младших, почитает старших, бережет и дорожит честью и достоинством, высоко ценит честный труд;

проявляет патриотизм, имеет активную гражданскую позицию, благородство, считает своим долгом верно служить своему народу, защищать независимость государства, целостность страны и земли, знает традиции и сохраняет их;

поддерживает чистоту помыслов и тела, культуру здорового образа жизни, гармонию души;

содержит в чистоте свой дом, двор, город, стремится поддерживать в чистоте общественные места и окружающую среду, с любовью относится к природе, признает и почитает неповторимые черты родного края, уважает национальную культуру.