БАЛАНЫ МЕКТЕПКЕ ПСИХОЛОГИЯЛЫҚ ТҰРҒЫДАН ҚАЛАЙ ДАЙЫНДАУ КЕРЕК /КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПОДГТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ » КГУ «Школа-лицей №28 им.М.Маметовой»
Алматы қаласы Білім басқармасының
«М.Мәметова атындағы №28 мектеп-лицей»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 261-64-82
Есепші бөлімі:
+7(727) 272-69-46
eOtinish.kz
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » БАЛАНЫ МЕКТЕПКЕ ПСИХОЛОГИЯЛЫҚ ТҰРҒЫДАН ҚАЛАЙ ДАЙЫНДАУ КЕРЕК /КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПОДГТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
04
маусым
2024

БАЛАНЫ МЕКТЕПКЕ ПСИХОЛОГИЯЛЫҚ ТҰРҒЫДАН ҚАЛАЙ ДАЙЫНДАУ КЕРЕК /КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПОДГТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Мектепке түсу - әр баланың өміріндегі жаңа кезең. Осы кезеңде оның өмір салты, қоғамдағы жағдайы өзгереді, құрдастарымен және ересектермен басқа қатынастар дамиды. Бейімделу процесі біркелкі және қиындықсыз өтуі үшін балаға осы жаңа өмір сызығынан өтуге көмектесу маңызды.
Өмірдегі өзгерістер баланың қалыптаспаған жеке басына әсер етеді. Осы себепті ата-аналар оған жан-жақты қолдау көрсетуі керек. Көбінесе ата-аналар тек интеллектуалды дайындыққа баса назар аударады. Дегенмен, баланың мектепке дұрыс психологиялық дайындығы маңызды. Болашақта жаңа ортаға бейімделу процесі және тікелей білім беру қызметі осыған тікелей байланысты болады. Баланы мектепке психологиялық тұрғыдан қалай дайындау керек, біз сізге осы мақалада айтамыз.
Мектепке психологиялық дайындық-бұл эмоционалды-ерікті саланың психологиялық дамуының қажетті деңгейі және құрдастар ұжымында оқу жағдайында мектеп бағдарламасын игеруге жеткілікті коммуникативті дағдылар.
Мектеп-бұл ойын әрекеті оқу іс-әрекетімен ауыстырылатын белгісіз кеңістік. Оқу процесінің негізгі мақсаты-жүйелі сипаттағы жаңа білімді игеру.
Оқу іс-әрекетін ұйымдастырудың негізгі формасы-уақыты бір минутқа дейін есептелген сабақ. Онда балалар мұғалімнің нұсқауларын орындауы, тапсырмаларды орындауы, алаңдамауы және бөгде істермен айналыспауы керек. Оқу процесінің барлық ерекшеліктері баладан психологиялық қасиеттерді, білім мен дағдыларды белсендіруді талап етеді.
БАЛАЛАРДЫҢ МЕКТЕПКЕ ПСИХОЛОГИЯЛЫҚ ДАЙЫНДЫҒЫНЫҢ КОМПОНЕНТТЕРІ

Психологтар балалардың мектепке психологиялық дайындығының 4 компонентін анықтайды.
Жеке және әлеуметтік дайындық-бұл балалармен және ересектермен қарым-қатынас жасау, командада жұмыс істеу және жай ғана дос болу мүмкіндігі. Болашақ бірінші сынып оқушысы осы дағдылардың барлығына ие болуы керек. Ата-аналар балаға әртүрлі қарым-қатынас тәжірибесін ұсынуы керек. Баланы қарым-қатынасқа дұрыс үйрету арқылы сіз баланың жаңа ортаға және адамдар тобына оңай бейімделуіне қажетті жағдай жасайсыз.
Эмоционалды-ерікті дайындық. Бұл баланың міндеттері мен ережелерімен жаңа рөлін қабылдаудан тұрады. Бала тек қалағанын ғана емес, қажет нәрсені де жасауды үйренуі керек. Сонымен қатар, қиындықтардан қорықпаңыз және оларды өз бетіңізше шешуді үйреніңіз.
Ойын әрекеті осы қасиеттерді қалыптастыруға көмектеседі. Балаңызбен үстел ойындарын ойнаңыз. Олар сабаққа отыру, өз кезегін күту, ойлау, үнемі өзгеріп отыратын жағдайларды ескере отырып стратегияны таңдау, абыроймен жоғалту қабілетін дамытуға көмектеседі. Бұл тәсіл оның ерік-жігерін біртіндеп дамытуға көмектеседі.
Бұл ретте ата-анаға балаға сенім білдіру, көмектесу, қолдау, көтермелеу маңызды. Баланы табандылық пен тыңдау қабілеті үшін марапаттаңыз. Егер сіз баланың тыныш және ұқыпсыз екенін көрсеңіз, оған кішкене қарапайым тапсырмалар беріңіз. Айтуынша, одан сөздеріңізді қайталауын сұраңыз. Осылайша сіз оның сізді естігеніне және дұрыс түсінгеніне көз жеткізесіз.
Интеллектуалды дайындық. Бұл ойлау, логикалық байланыстар құру, талдау, қорытынды жасау, зейін мен есте сақтауды дамыту қабілеті. Балаңызға өз сұрақтарына жауап іздеуге, қоршаған әлем туралы білуге және қызығушылық танытуға үйретіңіз.
Мектепке мотивациялық дайындық. Ата-аналар жаңа нәрсені үйрену және үйрену өте қызықты деген ұғымды қалыптастыруы керек. Ата-ана үшін мектепке, оқу процесіне дұрыс көзқарас қалыптастыру маңызды. Оқу жылдарыңыз туралы сөйлесіңіз. Ағартушылық және күлкілі жағдайлар туралы. Кітап оқыңыз, мектеп туралы фильмдер көріңіз. Баланы бөлімге немесе үйірмеге, қиялды немесе қиялды дамытатын әрекеттерге жазыңыз. Осылайша ол біртіндеп оқу іс-әрекетіне жақындайды және болашақта мектепке оңай бейімделе алады.
Баланы күш-жігері мен бірдеңе жасауға тырысқаны үшін мадақтаңыз. Әйтпесе, оң баға болмаса, мотивация мен тілек жоғалуы мүмкін. Балада не болатынын және не болмайтынын қараңыз. Жетістіктеріңіз үшін мақтаңыз. Сәтсіздіктерді талқылаңыз, қиындықтарды жеңудің жолдарын бірге табыңыз. Қиындықтарды жеңе білу-баланың мектепке және бүкіл оқу процесіне сәтті бейімделуінің кілті.
Маңызды! Мектеп туралы сөйлескен кезде баланы жауапкершілікпен қорқытпаңыз. Мектеп сіз үшін балабақша емес деп айтпаңыз, онда сізбен ешкім жұмсақ болмайды!
Мұндай тіркестер, керісінше, мазасыздықты арттырады және мектепке деген теріс қатынасты қалыптастырады. Мектепте бұл оңай болады деп айтудың қажеті жоқ. Балаға қандай да бір қиындықтар туындауы мүмкін екенін түсіндіріңіз. Және бұл жақсы. Бұл оқу процесінің бір бөлігі, бірақ сіз сонда боласыз және кез келген жағдайда балаңызға олармен күресуге көмектесесіз.
ПСИХОЛОГ БАЛАНЫ МЕКТЕПКЕ ДАЙЫНДАУҒА ҚАЛАЙ КӨМЕКТЕСЕ АЛАДЫ?
Психолог баланың мектепке дайындық деңгейін бағалауға және психологиялық диагноз қоюға, баланы мектепке дұрыс психологиялық дайындауға көмектеседі. Ал балада қандай да бір проблемалар, қиындықтар мен қорқыныштар болған жағдайда, мұндай көмек маңызды болады.
Мәскеудегі Ланг психологиялық орталығы көптеген жылдар бойы балаларды мектепке психологиялық дайындау мәселелерімен айналысады. Орталықта арнайы кабинет жабдықталған, онда жайлы жағдай жасалған және сапалы жұмыс үшін қажет нәрсенің бәрі бар. Мектепке психологиялық дайындық бойынша консультацияларды 15 жылдан астам жұмыс өтілі бар білікті психологтар жүргізеді.
Консультациялар мен сабақтарда психолог
диагностика жүргізеді және баланың мектепке психологиялық дайындық деңгейін бағалайды
оның дамуының күшті және әлсіз жақтарын анықтайды.
Баланың жалпы психологиялық жағдайын жақсартуға көмектеседі.
Есте сақтау, зейін, ойлау, қиялды қажетті деңгейге дейін дамытады.
Мектепке психологиялық дайындықтың сөйлеу, ерік-жігер, коммуникативті, мотивациялық саласын түзетеді.
Ата-аналарға ұсыныстар мен нақты іс-қимыл жоспарын береді, содан кейін баланың мектеп өміріне бейімделуі оңайырақ болады.





Поступление в школу — новая ступень в жизни каждого ребенка. В этот период меняется образ его жизни, положение в обществе, складываются иные отношения со сверстниками и взрослыми. Важно помочь ребенку пройти этот новый для него жизненный рубеж, чтобы процесс адаптации прошел гладко и без проблем.
Жизненные перемены сказываются на несформированной личности ребенка. По этой причине родителям необходимо оказать ему всестороннюю поддержку. Часто родители делают упор только на интеллектуальную подготовку. Однако важна правильная психологическая подготовка ребенка к школе. От этого в дальнейшем будет напрямую зависеть процесс адаптации к новой среде и непосредственно образовательная деятельность.  Как психологически подготовить ребенка к школе, мы расскажем в этой статье.
Психологическая готовность к школе – это необходимый уровень психологического развития эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков, достаточных для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Школа – неизведанное пространство, в котором на смену игровой деятельности приходит учебная.  Основной целью учебного процесса становится усвоение новых знаний, которые носят систематизированный характер.
Основной формой организации учебной деятельности является урок, время которого рассчитано до минуты. На нем ребятам необходимо следовать указаниям учителя, выполнять задания, не отвлекаться и не заниматься посторонними делам. Все особенности учебного процесса требуют от ребенка активации психологических качеств, знаний и умений.

КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Психологи выделяют 4 составляющие психологической подготовки детей к школе.
  • Личностно-социальная готовность – это умение общаться с детьми и взрослыми, работать в команде и просто дружить. Всеми этими навыками должен обладать будущий первоклассник. Родители должны предоставить ребенку разнообразный опыт общения. Правильно обучая ребенка коммуникабельности, вы создадите необходимые условия для легкой адаптации ребёнка в новой для него обстановке и группе людей.
  • Эмоционально-волевая готовность. Заключается в принятии ребёнком его новой роли с ее обязанностями и правилами. Ребенку необходимо научиться делать не только то, что он хочет, но и то, что нужно. При этом не бояться трудностей и учиться решать их самостоятельно.
Сформировать эти качества поможет игровая деятельность. Играйте с ребенком в настольные игры. Они помогут развить способность высидеть занятие, дожидаться своей очереди, думать, выбирать стратегию с учетом постоянно меняющихся обстоятельств, с достоинством проигрывать. Такой подход поможет постепенно развить его силу воли.
При этом родителю важно проявлять веру в ребенка, помогать, поддерживать, поощрять.  Поощряйте ребенка за усидчивость и умение слушать. Если вы видите, что ребенок неусидчив и невнимателен, давайте ему небольшие простые задания. При этом просите его повторить ваши слова. Так вы убедитесь, что он вас услышал и правильно понял.
  • Интеллектуальная готовность. Представляет собой умение думать, строить логические связи, анализировать, делать выводы, развивать внимание и память. Учите ребенка искать ответы на свой вопросы, познавать и интересоваться окружающим миром.
  • Мотивационная готовность к школе. Родители должны заложить понятие того, что учиться и узнавать что-то новое – это очень интересно. Родителю важно сформировать правильное отношение к школе, к учебному процессу. Рассказывайте о своих учебных годах. О поучительных и смешных ситуациях. Читайте книги, смотрите фильмы о школе. Запишите ребенка на секцию или кружок, на занятия, которые развивают фантазию или воображение. Так он постепенно будет приближаться к учебной деятельности и сможет в дальнейшем легче адаптироваться к школе.
Хвалите ребенка за его старание и попытки сделать что-либо. Иначе без положительной оценки может пропасть мотивация и желание. Смотрите на то, что получается у ребенка, а что нет. Хвалите за успехи. Обсуждайте неудачи, находите вместе способы преодоления трудностей. Умение преодолевать трудности — ключ к успешной адаптации ребенка к школе и всему учебному процессу.
Важно! При разговорах о школе не пугайте ребёнка повышенной ответственностью. Не говорите, что школа — это тебе не детский сад, там с тобой никто нежничать не будет!
Фразы подобного рода, наоборот, повысят тревогу и сформируют отрицательное отношение к школе. Не стоит также говорить, что в школе будет легко. Дайте понять ребёнку, что могут возникнуть какие-либо трудности. И это нормально. Это часть учебного процесса, но вы будете рядом и при любых обстоятельствах поможете ребенку с ними справиться.

ЧЕМ ПСИХОЛОГ МОЖЕТ ПОМОЧЬ В ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?



Оценить уровень готовности ребёнка к школе и провести психологическую диагностику, правильно психологически подготовить ребенка к школе поможет психолог. А в случаях, когда у ребенка есть какие — то проблемы, сложности и страхи, то такая помощь будет иметь важное значение.
Психологический центр Ланг в Москве на протяжении многих лет занимается вопросами психологической подготовки детей к школе. В центре оборудован специальный кабинет, в котором создана комфортная обстановка и есть все необходимое для качественной работы.  Консультации по психологической подготовке к школе ведут квалифицированные психологи со стажем работы более 15 лет.
На консультации и занятиях психолог
  • проведёт диагностику и оценит уровень психологической подготовленности ребенка к школе
  • выявит сильные и слабые стороны его развития.
  • Поможет улучшить общее психологическое состояние ребенка.
  • Разовьет память, внимание, мышление, воображение до необходимого уровня.
  • Скорректирует речевую, волевую, коммуникативную, мотивационную сферу психологической подготовки к школе.
  • Даст рекомендации родителям и чёткий план действий, следуя которому ребенку будет легче адаптироваться к школьной жизни.

КОГДА ДОЛЖНА НАЧИНАТЬСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА?

Одни родители считают, что она начинается за год до школы. Другие за 1,5-2 года. Однако наверняка родители удивятся, когда узнают мнение психолога — с рождения.  Каждый год жизни дошкольника характеризуется развитием какой-либо психологической акцентуации:
  • С первого год жизни необходимо активно развивать мелкую моторику
  • С 2 лет. Пополнять словарный запас
  • В 3 года. Знакомиться с окружающим миром
  • В 4 года. Заниматься социальной адаптацией
  • В 5 лет. Раскрывать творческий потенциал
  • В 6 лет. Необходимо подвести итог психологической готовности к школе

КОГО ПЛАНА ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ РОДИТЕЛЯМ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ:

  • Мотивируйте ребенка к новым знаниям, дайте понять, что учиться — это важно и интересно
  • Научите анализировать информацию. Читайте книги, обсуждайте с ребенком прочитанное. Учите ребёнка пересказывать прочитанную информацию.
  • Развивайте правильную речь и грамотное построение предложений.
  • Подготовьте к возможным трудностям. Но говорите, что вы всегда рядом и поможете.
  • Наладьте общение ребенка со сверстниками и взрослыми.
  • Ближе к учебному году соблюдайте режим дня. Рекомендуется укладывать ребенка спать не позднее 9 часов и вставать в 7 утра. А также вводите привычку выполнять какие-либо задания. Например, прописывать прописали в одно и то же время ежедневно, но при этом вы не должны нагружать ребенка чрезмерно.
Помните, что большую роль в успешной психологической подготовке детей к школе играют родители будущего первоклассника. По этой причине важно стать для своего ребенка опорой и поддержкой!

Как морально подготовить ребенка к школе: советы психолога | Inbusiness.kz