Инклюзивті білім беруді жүзеге асыру М.Мәметова атындағы No28 ҚМУ мектеп-лицейінде 2024-2025 оқу жылы
Реализация инклюзивного образования
в КГУ школе-лицее №28 им.М.Маметовой
2024-2025 учебный год
Инклюзивное образование - это модель образования, при которой все дети, включая детей с особыми образовательными потребностями (ООП), обучаются вместе в общеобразовательных школах. В Казахстане инклюзивное образование активно развивается, поддерживается государством и международными организациями.
На начало 2024-2025 учебного года в КГУ «Школа-лицей №28 им.М.Маметовой» обучалось 15 учащихся с ООП.
Из них:
- С расстройствами аутистического спектра – 2
- С нарушением опорно-двигательного аппарата – 2
- С задержкой психологического развития на резидуально-органическом фоне – 9
- С нарушением слуха – 0
- С интеллектуальными нарушениями – 2
- С нарушением речи – 1
Список учащихся с ООП на 2024-2025 учебный год
№ | ФИО ребенка | класс | диагноз |
1 | 2в | Ребенок с особыми образовательными потребностями. ЗПР. Общее недоразвитие речи 3 уровня. Симптоматика стертой дизартрии. | |
2 | 2в | Задержка психического развития. Общее недоразвитие речи - 3 уровня. | |
3 | 3а | Симптоматика стертой дизартрии. Трудности формирования чтения и письма. ЗПР. | |
4 | 3б | Фонетическое недоразвитие. Трудности формирования чтения и письма. | |
5 | 3б | ЗПР. Общее недоразвитие речи 2 уровня. Симптоматика стертой дизартрии. | |
6 | 3б | Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Синдром дефицита внимания, гиперреактивность. | |
7 | 3б | Нарушение письма | |
8 | 4г | ЗПР. Симптоматика стертой дизартрии. Заикание легкой степени, склонное к прогрессированию. Тоно-клоническое артикулярно дыхательной локации. | |
9 | 4г | ЗПР. Нарушение процессов чтения и письма. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. | |
10 | 4б | ЗПР на фоне минимальных мозговых дисфункций. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. | |
11 | 5д | Нарушение опорно-двигательного аппарата: самостоятельно не передвигающийся, требующий помощи. Выраженная задержка психического развития. Общее недоразвитие речи 2 уровня. Спастико-гиперкинетическая форма дизартрии. | |
12 | 6б | Нарушение опорно-двигательного аппарата: самостоятельно передвигающаяся, требующий помощи сопровождающего лица. | |
13 | 7в | Легкая задержка психического развития на резидуально-органическом фоне. Астеноневротический синдром. Заикание легкой степени выраженности. Стертая форма дизартрии. | |
14 | 7в | Трудности поведения. Трудности общения и социального взаимодействия . ЗПР. | |
15 | 7г | Трудности поведения. Выраженная задержка психического развития. |
Учебная деятельность:
Организация деятельности учителей при обучении детей с ограниченными образовательными потребностями (ООП) требует особого подхода и профессиональных навыков. Важно создать поддерживающую и инклюзивную образовательную среду, которая учитывает индивидуальные потребности и особенности каждого ребенка. Вот основные аспекты организации такой деятельности:
1. Индивидуальный подход
- Разработка индивидуальных образовательных программ: Каждый ребенок с ООП нуждается в адаптированной программе, учитывающей его способности и ограничения. – 9 учащихся школы-лицея занимаются по адаптированной индивидуальной программе разработанной совместно с логопедом.
2. Инклюзивное обучение
- Смешанные классы: Включение детей с ООП в общие классы способствует социальной интеграции и развитию навыков общения – всего таких 10 классов – 2в3а3б4г4б5г5д6б7в7г.
- Дифференцированный подход: Преподавание на различных уровнях сложности в зависимости от возможностей учеников.
3. Подготовка и профессиональное развитие учителей
- Обучение учителей: Педагоги должны проходить регулярные тренинги и курсы по инклюзивному образованию и методикам работы с детьми с ООП - на сегодняшний день 49 учителей имеют курсы по инклюзивному образованию в школе проводятся семинары - в апреле 2025 года в КГУ «Школа-лицей №28 им.М.Маметовой» прошел семинар по инклюзивному образованию «Равные возможности». Зам.директора по УР – Иванова М.В. познакомила учителей-предметников с нормативно-правовой базой по инклюзивному образованию, подробно рассказала об алгоритме действия учителя с учащимися ООП, показала примеры работы с учащимися, которые учителя могут адаптировать на свои предметы. Практические занятия провели учителя начальных классов Кучербаева А.К., Жукенова А.Ж.. Алия Кабдахметовна рассказала о своем опыте работу с учащимися с ООП, показала методы и приемы. Аягуль Жумашевна показала приемы работы с мнемокарточками, которые приносят свои результаты, рассказала о важности работы с родителями. С 12 по 19 мая 2025 года, директор школы-лицея Медетбекова А.Т., проходила стажировку в США, штат Пенсильвания по инклюзивному образованию.
- Супервизия и поддержка: Консультации с психологом, специальным педагогом, логопедом для эффективного решения возникающих проблем.
5. Сотрудничество с родителями и специалистами
- Работа с родителями: Регулярные встречи и консультации с родителями для обмена информацией и координации усилий.
- Междисциплинарное взаимодействие: Сотрудничество с логопедами, психологами, социальными работниками для комплексного подхода к обучению и развитию ребенка.
6. Создание поддерживающей образовательной среды
- Адаптация пространства: Обеспечение доступности учебных помещений и оборудования для детей с ООП
- Эмоциональная поддержка: Создание дружелюбной атмосферы в классе, поддержка эмоционального благополучия детей.
7. Мониторинг и оценка
- Оценка прогресса: Регулярное отслеживание академического и личностного роста ребенка для своевременного внесения изменений – каждый учитель в конце года проанализировал работу с учащимися ООП, выявил прогресс и поставил цели и задачи на новый учебный год.
- Анализ результатов: Использование различных методов оценки (тесты, наблюдения, опросы) для комплексного анализа результатов обучения.
Эффективная организация деятельности учителей при обучении детей с ООП требует сочетания профессиональной подготовки, использования специализированных методов и технологий, а также тесного сотрудничества с родителями и специалистами.
Организация деятельности специалистов Службы психолого-педагогического сопровождения (ППС) играет ключевую роль в обеспечении качественного и эффективного образования для всех детей, включая детей с ограниченными образовательными потребностями (ООП). Служба ППС обеспечивает комплексную поддержку учащихся, родителей и педагогов, направленную на развитие, обучение и социализацию детей. Рассмотрим основные аспекты организации деятельности этой службы:
1. Структура и функции службы ППС
- Психологи: Оценивают психологическое состояние детей, проводят индивидуальные и групповые консультации, работают над развитием эмоционального интеллекта и навыков общения.
- Логопеды: Помогают в коррекции речевых нарушений, развивают речевые навыки и коммуникативные способности детей.
- Специальные педагоги Специалисты, работающие с детьми, имеющими различные виды нарушений развития, разрабатывают и реализуют коррекционно-развивающие программы.
- Социальные педагоги: Обеспечивают социальную поддержку детей и их семей, помогают в решении социальных проблем и адаптации детей в коллективе.
2. Организация работы
- Междисциплинарный подход: Специалисты ППС работают в команде, совместно разрабатывая и реализуя индивидуальные программы сопровождения для каждого ребенка.
- Индивидуальное сопровождение: Разработка индивидуальных планов сопровождения, учитывающих уникальные потребности и особенности ребенка.
- Регулярные консультации: Проведение регулярных консультаций и супервизий для координации работы специалистов и обмена опытом.
3. Диагностика и оценка
- Первичная диагностика: Проведение комплексной диагностики детей при поступлении в образовательное учреждение для выявления их потребностей и возможностей.
- Регулярный мониторинг: Постоянное наблюдение за развитием детей, оценка эффективности программ сопровождения и внесение необходимых корректировок.
- Анализ данных: Использование различных методов оценки (тесты, опросы, наблюдения) для получения объективных данных о состоянии и прогрессе детей.
4. Коррекционно-развивающая работа
- Индивидуальные занятия: Проведение индивидуальных занятий с детьми, направленных на развитие необходимых навыков и коррекцию нарушений.
- Групповые занятия: Организация групповых мероприятий для развития социальных навыков и навыков взаимодействия в коллективе.
- Психотерапевтические сессии: Проведение психотерапевтических занятий для решения эмоциональных и поведенческих проблем детей.
5. Сотрудничество с родителями и педагогами
- Консультирование родителей: Регулярные встречи и консультации с родителями для обсуждения прогресса ребенка, обмена информацией и координации усилий.
- Партнерство с внешними организациями: Сотрудничество с медицинскими учреждениями, центрами реабилитации и другими организациями для комплексного подхода к сопровождению детей.
Эффективная организация деятельности службы ППС требует комплексного и системного подхода, направленного на обеспечение всесторонней поддержки детей с ООП, их родителей и педагогов.
Основные проблемы педагогов школы:
- Недостаточный уровень практических навыков работы с ООП
- Несмотря на то, что 49 учителей прошли курсы, многие из них испытывают затруднения при применении теоретических знаний на практике.
- Отсутствие опыта в разработке и реализации адаптированных методик преподавания на различных этапах урока.
- Психолого-эмоциональное выгорание
- Повышенная эмоциональная и профессиональная нагрузка при работе с детьми с различными формами нарушений (РАС, ЗПР, интеллектуальные нарушения, поведенческие расстройства).
- Недостаток системной психологической поддержки самих педагогов.
- Ограниченность учебно-методических ресурсов
- Нехватка адаптированных учебных материалов, дидактических пособий, инструментов визуальной поддержки (мнемокарточки, схемы, пиктограммы).
- Недостаточное количество инструкций и алгоритмов действий в нестандартных педагогических ситуациях.
- Сложности в дифференциации заданий
- Трудности в организации урока с учетом разного уровня подготовки учеников: педагоги испытывают затруднения в подборе заданий, чтобы одновременно были вовлечены как дети с ООП, так и типично развивающиеся дети.
- Низкий уровень взаимодействия с родителями отдельных учащихся
- Отсутствие системного и регулярного сотрудничества с родителями части учеников с ООП, что затрудняет комплексную коррекционную работу.
- Неподготовленность родителей к совместной работе и недостаточное понимание ими особенностей ребенка.
- Формальное восприятие индивидуальных программ
- В ряде случаев индивидуальные образовательные программы воспринимаются как формальность, а не как инструмент развития.
- Недостаточное участие предметников в разработке и корректировке программ, особенно в среднем и старшем звене.
- Нехватка времени на планирование и сопровождение
- Ограниченное временное ресурсное обеспечение на подготовку адаптированных материалов, ведение документации, участие в консилиумах и междисциплинарных встречах.
- Трудности междисциплинарного взаимодействия
- Не всегда налажен эффективный обмен информацией между учителями, логопедами, психологами, социальными педагогами, что затрудняет комплексный подход.
- Отсутствие чётко прописанных алгоритмов совместной работы в сложных случаях
Пути решения проблем:
1. Повышение практических навыков педагогов
- Организация регулярных практико-ориентированных семинаров и мастер-классов на базе школы с участием специалистов (логопедов, педагогов ассистентов, специальных педагогов).
- Создание методической копилки адаптированных заданий и упражнений для разных уровней учеников с ООП.
- Введение наставничества: сопровождение молодых и неуверенных педагогов опытными коллегами, работающими с детьми с ООП.
2. Профилактика эмоционального выгорания
- Проведение супервизий и групп поддержки для педагогов, с участием школьного психолога.
- Организация психолого-разгрузочных мероприятий: арт-терапия, тренинги по стресс-менеджменту, неформальные встречи.
3. Обеспечение педагогов методическими ресурсами
- Создание электронного банка адаптированных образовательных материалов (внутришкольная библиотека, Google-диск, платформа).
- Закуп и использование визуальных и вспомогательных средств (мнемокарточек, пиктограмм, коммуникативных планшетов).
- Проведение мастер-классов по созданию адаптированных учебных пособий.
4. Совершенствование дифференцированного подхода
- Проведение методических тренингов по дифференциации заданий и организации совместного обучения учащихся с разными возможностями.
- Разработка инструкций и шаблонов уроков с элементами инклюзии.
- Внедрение технологий командного преподавания (team-teaching), особенно в начальной школе.
5. Развитие сотрудничества с родителями
- Проведение регулярных родительских собраний и индивидуальных консультаций, направленных на разъяснение особенностей развития и обучения детей с ООП.
- Организация “Школы родителей” – серии встреч с участием психолога, логопеда, социальных педагогов.
- Ведение коммуникации через онлайн-платформы (WhatsApp-группы, Google-класс и др.) для поддержания постоянного контакта.
6. Активизация участия педагогов в ИОП
- Вовлечение учителей-предметников в создание и обновление индивидуальных образовательных программ (ИОП).
- Разработка шаблонов и рекомендаций по адаптации учебного материала для учителей-предметников.
- Организация ежемесячных междисциплинарных консилиумов по сопровождению детей с ООП.
7. Оптимизация нагрузки педагогов
- Упрощение документации и стандартизация отчетных форм по ИОП.
8. Повышение эффективности междисциплинарного взаимодействия
- Введение четкого регламента взаимодействия между учителями, специалистами службы ППС и администрацией.
- Использование единых форм планов сопровождения и наблюдения, доступных всем специалистам.
- Создание школьного координационного совета по инклюзивному образованию, который будет отслеживать работу с ООП на всех уровнях.
Выводы, рекомендации и задачи на следующий год:
- Отметить добросовестную работу логопеда инклюзивного образования;
- Учителям-предметникам при организации уроков:
Эффективное решение проблем педагогов в условиях инклюзивного образования возможно только при комплексном подходе, включающем:
- методическую поддержку;
- координацию действий всех участников образовательного процесса;
- обеспечение психологического комфорта педагогов;
- участие родителей как партнеров.
При системной работе в этих направлениях будет повышаться не только качество обучения детей с ООП, но и мотивация, уверенность и профессиональная компетентность учителей.
- Работу ППС признать удовлетворительной
Задачи на 2025-2026 учебный год:
1. Совершенствование методической подготовки педагогов
- Продолжить системную подготовку педагогов по вопросам инклюзивного обучения через:
- участие в семинарах, тренингах, курсах повышения квалификации;
- внутришкольные методические объединения по вопросам адаптации учебного материала.
- Организовать внутришкольные практикумы и обмен опытом между педагогами, успешно работающими с учащимися с ООП.
2. Разработка и внедрение эффективных адаптированных образовательных программ
- Привлекать учителей-предметников и специалистов ППС к совместной разработке ИОП.
- Ввести шаблоны и алгоритмы адаптации уроков, особенно для среднего и старшего звена.
3. Повышение эффективности службы психолого-педагогического сопровождения (ППС)
- Разработать и внедрить систему мониторинга эффективности коррекционно-развивающей работы.
- Усилить междисциплинарное взаимодействие специалистов ППС и педагогов.
- Регулярно проводить консилиумы по сопровождению учащихся с ООП (1 раз в четверть).
4. Развитие системы психологической поддержки педагогов
- Ввести психологическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ООП (супервизии, тренинги по управлению стрессом).
- Организовать группы эмоциональной поддержки или «Педагогические встречи» в неформальной обстановке.
5. Укрепление взаимодействия с родителями
- Продолжить работу “Школы родителей” – серии встреч с участием специалистов (логопед, психолог, специальный педагог).
- Организовать регулярные индивидуальные и групповые консультации для родителей детей с ООП.
- Повысить информированность родителей через памятки, брошюры, онлайн-платформы.
6. Обеспечение доступной и комфортной образовательной среды
- Завершить или продолжить адаптацию помещений и учебных зон для обучающихся с нарушениями ОДА (пандусы, поручни, санитарные комнаты).
- Развивать использование альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) – пиктограммы, карточки, визуальные расписания.
- Обновить учебные и дидактические материалы с учетом нужд ООП.
7. Мониторинг и оценка эффективности инклюзивного обучения
- Ввести единые формы оценки индивидуального прогресса учащихся с ООП.
- Провести анализ эффективности ИОП по итогам года с участием всех специалистов.
- Разработать индивидуальные цели развития учащихся с ООП на новый учебный год.
Задачи на 2025–2026 учебный год направлены на укрепление профессионального потенциала педагогов, повышение качества сопровождения учащихся с ООП и создание максимально комфортных условий для их обучения и развития. Эффективная реализация этих задач требует системного подхода, командной работы и административной поддержки.