Алматы қаласы Білім басқармасының
«М.Мәметова атындағы №28 мектеп-лицей»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 261-64-82
Есепші бөлімі:
+7(727) 272-69-46
eOtinish.kz
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Инклюзивті білім беруді жүзеге асыру М.Мәметова атындағы No28 ҚМУ мектеп-лицейінде 2024-2025 оқу жылы
07
маусым
2025

Инклюзивті білім беруді жүзеге асыру М.Мәметова атындағы No28 ҚМУ мектеп-лицейінде 2024-2025 оқу жылы

Реализация инклюзивного образования

в КГУ школе-лицее №28 им.М.Маметовой

2024-2025 учебный год


Инклюзивное образование - это модель образования, при которой все дети, включая детей с особыми образовательными потребностями (ООП), обучаются вместе в общеобразовательных школах. В Казахстане инклюзивное образование активно развивается, поддерживается государством и международными организациями.

На начало 2024-2025 учебного года в КГУ «Школа-лицей №28 им.М.Маметовой» обучалось 15 учащихся с ООП.

Из них:

  • С расстройствами аутистического спектра – 2
  • С нарушением опорно-двигательного аппарата – 2
  • С задержкой психологического развития на резидуально-органическом фоне – 9
  • С нарушением слуха – 0
  • С интеллектуальными нарушениями – 2
  • С нарушением речи – 1

Список учащихся с ООП на 2024-2025 учебный год

ФИО ребенка

класс

диагноз

1


Ребенок с особыми образовательными потребностями. ЗПР. Общее недоразвитие речи 3 уровня. Симптоматика стертой дизартрии. 

2


Задержка психического развития. Общее недоразвитие речи - 3 уровня.

3


Симптоматика стертой дизартрии. Трудности формирования чтения и письма. ЗПР.

4


Фонетическое недоразвитие. Трудности формирования чтения и письма.

5


ЗПР. Общее недоразвитие речи 2 уровня. Симптоматика стертой дизартрии. 

6


Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Синдром дефицита внимания, гиперреактивность. 

7


Нарушение письма

8


ЗПР. Симптоматика стертой дизартрии. Заикание легкой степени, склонное к прогрессированию. Тоно-клоническое артикулярно дыхательной локации. 

9


ЗПР. Нарушение процессов чтения и письма. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. 

10


ЗПР на фоне минимальных мозговых дисфункций. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

11


Нарушение опорно-двигательного аппарата: самостоятельно не передвигающийся, требующий помощи. Выраженная задержка психического развития. Общее недоразвитие речи 2 уровня. Спастико-гиперкинетическая форма дизартрии. 

12


Нарушение опорно-двигательного аппарата: самостоятельно передвигающаяся, требующий помощи сопровождающего лица.

13


Легкая задержка психического развития на резидуально-органическом фоне. Астеноневротический синдром. Заикание легкой степени выраженности. Стертая форма дизартрии. 

14


Трудности поведения. Трудности общения и социального взаимодействия . ЗПР. 

15


Трудности поведения. Выраженная задержка психического развития. 

Учебная деятельность:

Организация деятельности учителей при обучении детей с ограниченными образовательными потребностями (ООП) требует особого подхода и профессиональных навыков. Важно создать поддерживающую и инклюзивную образовательную среду, которая учитывает индивидуальные потребности и особенности каждого ребенка. Вот основные аспекты организации такой деятельности:

1. Индивидуальный подход

  • Разработка индивидуальных образовательных программ: Каждый ребенок с ООП нуждается в адаптированной программе, учитывающей его способности и ограничения. – 9 учащихся школы-лицея занимаются по адаптированной индивидуальной программе разработанной совместно с логопедом. 

2. Инклюзивное обучение

  • Смешанные классы: Включение детей с ООП в общие классы способствует социальной интеграции и развитию навыков общения – всего таких 10 классов – 2в3а3б4г4б5г5д6б7в7г.
  • Дифференцированный подход: Преподавание на различных уровнях сложности в зависимости от возможностей учеников.

3. Подготовка и профессиональное развитие учителей

  • Обучение учителей: Педагоги должны проходить регулярные тренинги и курсы по инклюзивному образованию и методикам работы с детьми с ООП  - на сегодняшний день 49 учителей имеют курсы по инклюзивному образованию в школе проводятся семинары -  в апреле 2025 года в КГУ «Школа-лицей №28 им.М.Маметовой» прошел семинар по инклюзивному образованию «Равные возможности». Зам.директора по УР – Иванова М.В. познакомила учителей-предметников с нормативно-правовой базой по инклюзивному образованию, подробно рассказала об алгоритме действия учителя с учащимися ООП, показала примеры работы с учащимися, которые учителя могут адаптировать на свои предметы. Практические занятия провели учителя начальных классов Кучербаева А.К., Жукенова А.Ж.. Алия Кабдахметовна рассказала о своем опыте работу с учащимися с ООП, показала методы и приемы. Аягуль Жумашевна показала приемы работы с мнемокарточками, которые приносят свои результаты, рассказала о важности работы с родителями. С 12 по 19 мая 2025 года, директор школы-лицея Медетбекова А.Т., проходила стажировку в США, штат Пенсильвания по инклюзивному образованию. 
  • Супервизия и поддержка: Консультации с психологом, специальным педагогом, логопедом для эффективного решения возникающих проблем.

5. Сотрудничество с родителями и специалистами

  • Работа с родителями: Регулярные встречи и консультации с родителями для обмена информацией и координации усилий.
  • Междисциплинарное взаимодействие: Сотрудничество с логопедами, психологами, социальными работниками для комплексного подхода к обучению и развитию ребенка.

6. Создание поддерживающей образовательной среды

  • Адаптация пространства: Обеспечение доступности учебных помещений и оборудования для детей с ООП 
  • Эмоциональная поддержка: Создание дружелюбной атмосферы в классе, поддержка эмоционального благополучия детей.

 

7. Мониторинг и оценка

  • Оценка прогресса: Регулярное отслеживание академического и личностного роста ребенка для своевременного внесения изменений – каждый учитель в конце года проанализировал работу с учащимися ООП, выявил прогресс и поставил цели и задачи на новый учебный год. 
  • Анализ результатов: Использование различных методов оценки (тесты, наблюдения, опросы) для комплексного анализа результатов обучения.

Эффективная организация деятельности учителей при обучении детей с ООП требует сочетания профессиональной подготовки, использования специализированных методов и технологий, а также тесного сотрудничества с родителями и специалистами.

Организация деятельности специалистов Службы психолого-педагогического сопровождения (ППС) играет ключевую роль в обеспечении качественного и эффективного образования для всех детей, включая детей с ограниченными образовательными потребностями (ООП). Служба ППС обеспечивает комплексную поддержку учащихся, родителей и педагогов, направленную на развитие, обучение и социализацию детей. Рассмотрим основные аспекты организации деятельности этой службы:

1. Структура и функции службы ППС

  • Психологи: Оценивают психологическое состояние детей, проводят индивидуальные и групповые консультации, работают над развитием эмоционального интеллекта и навыков общения.
  • Логопеды: Помогают в коррекции речевых нарушений, развивают речевые навыки и коммуникативные способности детей.
  • Специальные педагоги Специалисты, работающие с детьми, имеющими различные виды нарушений развития, разрабатывают и реализуют коррекционно-развивающие программы.
  • Социальные педагоги: Обеспечивают социальную поддержку детей и их семей, помогают в решении социальных проблем и адаптации детей в коллективе.

2. Организация работы

  • Междисциплинарный подход: Специалисты ППС работают в команде, совместно разрабатывая и реализуя индивидуальные программы сопровождения для каждого ребенка.
  • Индивидуальное сопровождение: Разработка индивидуальных планов сопровождения, учитывающих уникальные потребности и особенности ребенка.
  • Регулярные консультации: Проведение регулярных консультаций и супервизий для координации работы специалистов и обмена опытом.

3. Диагностика и оценка

  • Первичная диагностика: Проведение комплексной диагностики детей при поступлении в образовательное учреждение для выявления их потребностей и возможностей.
  • Регулярный мониторинг: Постоянное наблюдение за развитием детей, оценка эффективности программ сопровождения и внесение необходимых корректировок.
  • Анализ данных: Использование различных методов оценки (тесты, опросы, наблюдения) для получения объективных данных о состоянии и прогрессе детей.

4. Коррекционно-развивающая работа

  • Индивидуальные занятия: Проведение индивидуальных занятий с детьми, направленных на развитие необходимых навыков и коррекцию нарушений.
  • Групповые занятия: Организация групповых мероприятий для развития социальных навыков и навыков взаимодействия в коллективе.
  • Психотерапевтические сессии: Проведение психотерапевтических занятий для решения эмоциональных и поведенческих проблем детей.

5. Сотрудничество с родителями и педагогами

  • Консультирование родителей: Регулярные встречи и консультации с родителями для обсуждения прогресса ребенка, обмена информацией и координации усилий.
  • Партнерство с внешними организациями: Сотрудничество с медицинскими учреждениями, центрами реабилитации и другими организациями для комплексного подхода к сопровождению детей.

Эффективная организация деятельности службы ППС требует комплексного и системного подхода, направленного на обеспечение всесторонней поддержки детей с ООП, их родителей и педагогов.

Основные    проблемы педагогов школы:

  • Недостаточный уровень практических навыков работы с ООП
    1. Несмотря на то, что 49 учителей прошли курсы, многие из них испытывают затруднения при применении теоретических знаний на практике.
    2. Отсутствие опыта в разработке и реализации адаптированных методик преподавания на различных этапах урока.
  • Психолого-эмоциональное выгорание
    1. Повышенная эмоциональная и профессиональная нагрузка при работе с детьми с различными формами нарушений (РАС, ЗПР, интеллектуальные нарушения, поведенческие расстройства).
    2. Недостаток системной психологической поддержки самих педагогов.
  • Ограниченность учебно-методических ресурсов
    1. Нехватка адаптированных учебных материалов, дидактических пособий, инструментов визуальной поддержки (мнемокарточки, схемы, пиктограммы).
    2. Недостаточное количество инструкций и алгоритмов действий в нестандартных педагогических ситуациях.
  • Сложности в дифференциации заданий
    1. Трудности в организации урока с учетом разного уровня подготовки учеников: педагоги испытывают затруднения в подборе заданий, чтобы одновременно были вовлечены как дети с ООП, так и типично развивающиеся дети.
  • Низкий уровень взаимодействия с родителями отдельных учащихся
    1. Отсутствие системного и регулярного сотрудничества с родителями части учеников с ООП, что затрудняет комплексную коррекционную работу.
    2. Неподготовленность родителей к совместной работе и недостаточное понимание ими особенностей ребенка.
  • Формальное восприятие индивидуальных программ
    1. В ряде случаев индивидуальные образовательные программы воспринимаются как формальность, а не как инструмент развития.
    2. Недостаточное участие предметников в разработке и корректировке программ, особенно в среднем и старшем звене.
  • Нехватка времени на планирование и сопровождение
    1. Ограниченное временное ресурсное обеспечение на подготовку адаптированных материалов, ведение документации, участие в консилиумах и междисциплинарных встречах.
  • Трудности междисциплинарного взаимодействия
    1. Не всегда налажен эффективный обмен информацией между учителями, логопедами, психологами, социальными педагогами, что затрудняет комплексный подход.
    2. Отсутствие чётко прописанных алгоритмов совместной работы в сложных случаях

Пути решения проблем:

1. Повышение практических навыков педагогов

  1. Организация регулярных практико-ориентированных семинаров и мастер-классов на базе школы с участием специалистов (логопедов, педагогов ассистентов, специальных педагогов).
  2. Создание методической копилки адаптированных заданий и упражнений для разных уровней учеников с ООП.
  3. Введение наставничества: сопровождение молодых и неуверенных педагогов опытными коллегами, работающими с детьми с ООП.

2. Профилактика эмоционального выгорания

  1. Проведение супервизий и групп поддержки для педагогов, с участием школьного психолога.
  2. Организация психолого-разгрузочных мероприятий: арт-терапия, тренинги по стресс-менеджменту, неформальные встречи.

3. Обеспечение педагогов методическими ресурсами

  1. Создание электронного банка адаптированных образовательных материалов (внутришкольная библиотека, Google-диск, платформа).
  2. Закуп и использование визуальных и вспомогательных средств (мнемокарточек, пиктограмм, коммуникативных планшетов).
  3. Проведение мастер-классов по созданию адаптированных учебных пособий.

4. Совершенствование дифференцированного подхода

  1. Проведение методических тренингов по дифференциации заданий и организации совместного обучения учащихся с разными возможностями.
  2. Разработка инструкций и шаблонов уроков с элементами инклюзии.
  3. Внедрение технологий командного преподавания (team-teaching), особенно в начальной школе.

5. Развитие сотрудничества с родителями

  1. Проведение регулярных родительских собраний и индивидуальных консультаций, направленных на разъяснение особенностей развития и обучения детей с ООП.
  2. Организация “Школы родителей” – серии встреч с участием психолога, логопеда, социальных педагогов.
  3. Ведение коммуникации через онлайн-платформы (WhatsApp-группы, Google-класс и др.) для поддержания постоянного контакта.

6. Активизация участия педагогов в ИОП

  1. Вовлечение учителей-предметников в создание и обновление индивидуальных образовательных программ (ИОП).
  2. Разработка шаблонов и рекомендаций по адаптации учебного материала для учителей-предметников.
  3. Организация ежемесячных междисциплинарных консилиумов по сопровождению детей с ООП.

7. Оптимизация нагрузки педагогов

  • Упрощение документации и стандартизация отчетных форм по ИОП.

8. Повышение эффективности междисциплинарного взаимодействия

  • Введение четкого регламента взаимодействия между учителями, специалистами службы ППС и администрацией.
  • Использование единых форм планов сопровождения и наблюдения, доступных всем специалистам.
  • Создание школьного координационного совета по инклюзивному образованию, который будет отслеживать работу с ООП на всех уровнях.

Выводы, рекомендации и задачи на следующий год:

  1. Отметить добросовестную работу логопеда инклюзивного образования;
  2. Учителям-предметникам при организации уроков: 

Эффективное решение проблем педагогов в условиях инклюзивного образования возможно только при комплексном подходе, включающем:

  • методическую поддержку;
  • координацию действий всех участников образовательного процесса;
  • обеспечение психологического комфорта педагогов;
  • участие родителей как партнеров.

При системной работе в этих направлениях будет повышаться не только качество обучения детей с ООП, но и мотивация, уверенность и профессиональная компетентность учителей.

  1. Работу ППС признать удовлетворительной

Задачи на 2025-2026 учебный год:

1. Совершенствование методической подготовки педагогов

  • Продолжить системную подготовку педагогов по вопросам инклюзивного обучения через:
    • участие в семинарах, тренингах, курсах повышения квалификации;
    • внутришкольные методические объединения по вопросам адаптации учебного материала.
  • Организовать внутришкольные практикумы и обмен опытом между педагогами, успешно работающими с учащимися с ООП.

2. Разработка и внедрение эффективных адаптированных образовательных программ

  • Привлекать учителей-предметников и специалистов ППС к совместной разработке ИОП.
  • Ввести шаблоны и алгоритмы адаптации уроков, особенно для среднего и старшего звена.

3. Повышение эффективности службы психолого-педагогического сопровождения (ППС)

  1. Разработать и внедрить систему мониторинга эффективности коррекционно-развивающей работы.
  2. Усилить междисциплинарное взаимодействие специалистов ППС и педагогов.
  3. Регулярно проводить консилиумы по сопровождению учащихся с ООП (1 раз в четверть).

4. Развитие системы психологической поддержки педагогов

  1. Ввести психологическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ООП (супервизии, тренинги по управлению стрессом).
  2. Организовать группы эмоциональной поддержки или «Педагогические встречи» в неформальной обстановке.

5. Укрепление взаимодействия с родителями

  1. Продолжить работу “Школы родителей” – серии встреч с участием специалистов (логопед, психолог, специальный педагог).
  2. Организовать регулярные индивидуальные и групповые консультации для родителей детей с ООП.
  3. Повысить информированность родителей через памятки, брошюры, онлайн-платформы.

6. Обеспечение доступной и комфортной образовательной среды

  1. Завершить или продолжить адаптацию помещений и учебных зон для обучающихся с нарушениями ОДА (пандусы, поручни, санитарные комнаты).
  2. Развивать использование альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) – пиктограммы, карточки, визуальные расписания.
  3. Обновить учебные и дидактические материалы с учетом нужд ООП.

7. Мониторинг и оценка эффективности инклюзивного обучения

  1. Ввести единые формы оценки индивидуального прогресса учащихся с ООП.
  2. Провести анализ эффективности ИОП по итогам года с участием всех специалистов.
  3. Разработать индивидуальные цели развития учащихся с ООП на новый учебный год.

Задачи на 2025–2026 учебный год направлены на укрепление профессионального потенциала педагогов, повышение качества сопровождения учащихся с ООП и создание максимально комфортных условий для их обучения и развития. Эффективная реализация этих задач требует системного подхода, командной работы и административной поддержки.