«1, 5 және 10 сынып оқушыларының бейімделуі» тақырыбында кіші педагогикалық кеңес
Протокол
Малого педагогического совета
от 31.10.2025г.
Присутствовали:
1 | Иванова Марина Викторовна | Зам.директора по УР, география |
2 | Рахманова Нұршат Шаяхматқызы | Зам.директора по ВР, казахский язык и литература |
3 | Кожахметова Толкын Оралбековна | Педагог-психолог |
4 | Алимжанов Даурен Нурмухамбетович | Педагог-психолог |
5 | Кучербаева Алия Кабдахметовна | Учитель начальных классов |
6 | Абросимова Ирина Викторовна | Учитель начальных классов |
7 | Джунь Наталья Вячеславовна | Учитель начальных классов |
8 | Попова Элла Алексеевна | Русский язык и литература |
9 | Письмерова Мария Александровна | Русский язык и литература |
10 | Нұрымбетова Айман Сериккожаевна | Казахский язык и литература |
11 | Даулеткельдинова Галия Аглановна | Казахский язык и литература |
12 | Мұхтар Меруерт Ғалымқызы | Казахский язык и литература |
13 | Тикебаева Толқын Асанбаевна | Казахский язык и литература |
14 | Ибраимова Куралай Кудайбергеновна | Английский язык |
15 | Кульбаева Гульмира Сайдалыевна | Английский язык |
16 | Демьянская Ангелина Владимировна | Английский язык |
17 | Маталипова Назгуль Суйгиновна | Математика |
18 | Барбол Тоғжан Ерболқызы | Математика |
19 | Есмаганбетов Канат Сарсенбаевич | Математика, физика |
20 | Мамыт Ерсін Еркінұлы | Физическая культура |
21 | Манапов Арман Алимжанович | Физическая культура |
22 | Изранова Ольга Валерьевна | Физическая культура |
23 | Берлибаева Алия Егемберлиевна | история |
24 | Сламихин Владислав Владимирович | история |
25 | Исмагамбетова Гульжан Батыржановна | Музыка |
26 | Павлетенко Варвара Александровна | Художественный труд |
27 | Шакур Жаннат Талгатбекқызы | Художественный труд |
Тема: «Адаптация учащихся 1, 5-х, 10-х классов»
Цель: Преемственность обучения в среднем звене (5 классы), качество подготовки к продолжению образования (10 классы)
Повестка дня:
1. Адаптация учащихся 1-х классов
Отв. Зам.директора по УР Иванова М.В., классные руководители,
Алимжанов Д.Н. – педагог-психолог, Рахманова Н.Ш. – зам.директора по ВР
2. Адаптация учащихся 5-х классов
Отв. Зам.директора по УР Иванова М.В., классные руководители,
Алимжанов Д.Н. – педагог-психолог, Рахманова Н.Ш. – зам.директора по ВР
3. Адаптация учащихся 10-х классов
Отв. Зам.директора по УР Иванова М.В., классные руководители,
Кожахметова Т.О. – педагог-психолог, Рахманова Н.Ш. – зам.директора по ВР
По первому вопросу слушали:
Иванова М.В., зам. директора по учебной работе
Она представила анализ посещённых уроков (математика, букварь, познание мира, казахский язык) и отметила, что первые месяцы в школе являются переходным периодом для первоклассников и сопровождаются значительными стрессовыми факторами. Основные трудности, с которыми сталкиваются дети:
- Организационные: непривычность школьного режима, необходимость соблюдать правила и расписание, выдерживать полный школьный день.
- Социальные: трудности во взаимодействии с одноклассниками, налаживании контактов, необходимости слушать учителя и выполнять инструкции.
- Учебные: проблемы с освоением базовых навыков (чтение, письмо, математика), особенно у детей без дошкольной подготовки.
- Психологические: повышенная тревожность, плаксивость, сложности с концентрацией внимания, трудности при расставании с родителями.
Иванова М.В. отметила, что на уроках атмосфера рабочая, однако некоторым детям сложно сосредоточиться, они быстро утомляются и не всегда понимают требования учителя.
Классные руководители (Абросимова И.В., Джунь Н.В., Кучербаева А.К.)
Каждый представил подробную характеристику своего класса, выделил основные проблемы адаптационного периода и особенности поведения учащихся.
Алимжанов Д.Н., педагог-психолог
По результатам презентации и теста школьной зрелости Керна–Йирасека, были выявлены дети, требующие особого внимания. Он подчеркнул необходимость включения таких учеников в активную работу класса для:
- развития социальных навыков и взаимодействия с одноклассниками;
- поддержки в освоении учебного материала;
- изучения семейных условий и предоставления дополнительной помощи.
Рахманова Н.Ш., зам. директора по воспитательной работе
По презентации она дала анализ проведённой воспитательной работы. Процесс адаптации оценивается как удовлетворительный. Преобладает положительная мотивация: дети проявляют интерес к школе и учебному процессу, ориентированы на внешние атрибуты и учебно-познавательную деятельность.
Решение:
- Учителям начальных классов:
- Строго регламентировать подачу нового учебного материала с учётом возрастных особенностей первоклассников, не допуская перегрузки.
- Дифференцировать задания на всех этапах урока (объяснение, закрепление, контроль), обеспечивая посильное участие каждого ребёнка.
- Регулярно проводить физкультминутки и динамические паузы для снятия утомления и сохранения работоспособности учащихся.
- Обратить особое внимание на учащихся, входящих в группу риска по обучению и адаптации, обеспечить индивидуальный подход и взаимодействие с родителями по вопросам развития и воспитания детей.
- Классным руководителям 1-х классов:
- Разнообразить формы творческой, игровой, трудовой и коллективной деятельности, направленные на сплочение детского коллектива и развитие коммуникативных навыков.
- Вести строгий контроль за посещаемостью учащихся и их внешним видом, формировать у детей аккуратность и ответственное отношение к школьным требованиям.
- Учителю-логопеду Бакыткызы М.:
- Взять под особый контроль учащихся с речевыми нарушениями, систематически проводить коррекционные занятия и отслеживать динамику речевого развития.
Голосовали: «за» 27 человек, «против» 0 чел., «воздержались» 0 чел.
По второму вопросу слушали:
Иванова М.В., заместитель директора по учебной работе
В ходе презентации она представила анализ посещённых администрацией уроков (всего 15). Отмечено, что при переходе в среднее звено у пятиклассников возникают трудности, связанные с изменением учебных условий: переход на кабинетную систему, новое расписание, увеличение количества учителей. Это вызывает стресс и затрудняет организацию учебной деятельности.
Основные выявленные проблемы:
- Академические: сложность адаптации к увеличившемуся объёму учебного материала и более высоким требованиям.
- Учителя чаще работают на весь класс, без индивидуального подхода.
- Недостаточно внимания уделяется инклюзивным учащимся.
- Не всегда контролируется наличие учебников и тетрадей.
- Домашнее задание часто проговаривается после звонка.
- На языковых уроках требуется большая переключаемость видов деятельности.
- Некоторые учителя-предметники повышают голос на учащихся.
- При этом у большинства школьников сформирован интерес к обучению.
- Эмоциональные: учащиеся испытывают тревогу и неуверенность из-за нового окружения и повышенных требований.
- Дисциплинарные: у части детей отмечаются трудности с концентрацией внимания и адаптацией к требованиям разных педагогов.
Также был проведён анализ входного тестирования и результатов первой четверти. Отмечено снижение преемственности в обучении: если в прошлом году насчитывалось 36 отличников, то в текущем — 18, что составляет 50% от предыдущего показателя.
Итоги по качеству знаний за первую четверть:
- Английский язык — 91,2%
- Казахский язык — 71,5%
- Математика — 79,6%
- Русская литература — 71,6%
- Русский язык — 76,3%
- Естествознание — 91,2%
- История Казахстана — 90,5%
По классам:
- 5 «А» — 30 учащихся, качество 46,67%
- 5 «Б» — 29 учащихся, качество 75,86%
- 5 «В» — 29 учащихся, качество 65,52%
- 5 «Г» — 29 учащихся, качество 68,97%
- 5 «Д» — 30 учащихся, качество 43,3%
Алимжанов Д.Н., педагог-психолог
Ознакомил присутствующих с результатами теста школьной тревожности Джеймса Д. Филлипса. Были названы учащиеся, требующие особого внимания со стороны педагогов и классных руководителей.
Классные руководители 5-х классов
Каждый представил характеристику своего класса, отметил уровень адаптации учащихся и основные проблемы, возникающие в процессе обучения.
Рахманова Н.Ш., заместитель директора по воспитательной работе
По итогам презентации проанализировала проведённую воспитательную работу. Отметила, что адаптация проходит в целом удовлетворительно, однако требует усиления взаимодействия педагогов, психолога и родителей для снижения тревожности и повышения учебной мотивации учащихся.
Решение:
Классным руководителям 5-х классов:
- Осуществлять ежедневный контроль за посещаемостью учащихся и их внешним видом, своевременно информировать родителей об отклонениях.
- Обеспечивать благоприятный психологический климат в классном коллективе, помогая детям адаптироваться к новым условиям обучения.
Учителям-предметникам:
- Своевременно выставлять оценки в дневники и электронную систему Kundelik, соблюдать объективность и прозрачность оценивания.
- Тщательно готовиться к урокам, обеспечивая результативность и эффективность учебного процесса.
- Активно внедрять дифференцированный подход в работе с обучающимися, рационально использовать учебное время.
- Усилить контроль за соблюдением единого орфографического режима, учитывая возрастные особенности пятиклассников.
- Использовать разнообразные формы и методы работы для поддержания интереса к учебе и повышения мотивации.
- В обязательном порядке проводить физкультминутки, соблюдать режим проветривания кабинета и санитарно-гигиенические требования.
- При объяснении нового материала и закреплении тем учитывать индивидуальные особенности детей, регулярно и объективно оценивать результаты их учебных достижений.
- Домашние задания давать с пояснениями и инструкцией по выполнению, не откладывая их объявление на конец урока.
Руководителям предметных методических объединений и кафедр:
- Контролировать процесс перехода учащихся с начальной на среднюю ступень обучения, не допуская резкого повышения требований к выпускникам начальной школы.
- Организовать предварительное знакомство учителей с классом, уровнем учебных достижений и психологическими особенностями учащихся.
- Рекомендовать учителям, работающим в 5-х классах, проведение пробных (вводных) уроков, направленных на мягкую адаптацию детей.
Всем педагогическим работникам:
- Соблюдать единые дисциплинарные требования в организации урока:
- начинать и заканчивать урок строго по звонку;
- готовиться к занятию во время перемены;
- формировать культуру учебного диалога (не перебивать учителя и одноклассников, пользоваться поднятой рукой для ответа или вопроса);
- не задерживать учащихся после окончания урока.
Голосовали: «за» 27 человек, «против» 0 чел., «воздержались» 0 чел.
По третьему вопросу слушали:
Иванова М.В., заместитель директора по учебной работе
В ходе презентации представлен анализ адаптационного периода и посещённых уроков (всего 10). Отмечено, что в 10-х классах работают опытные учителя, а учащиеся проявляют познавательную активность, однако большинство дают неполные или односложные ответы. В качестве рекомендаций педагогам предложено:
- применять приёмы для развития функциональной грамотности;
- включать задания на практическую деятельность;
- использовать методы групповой работы и «перевёрнутый класс».
Сообщено, что из 108 учащихся 9-х классов в школу перешли 77, а 4 учащихся прибыли из других школ.
Классные показатели:
- 10 «А» — 28 учащихся, классный руководитель Письмерова М.А., качество знаний 67,8%, успеваемость 100% (физика-география), кабинет 558
- 10 «Б» — 25 учащихся, классный руководитель Попова Э.А., качество 60%, успеваемость 100% (физика-география), кабинет 557
- 10 «В» — 28 учащихся, классный руководитель Ибрагимова К.К., качество 55,5%, успеваемость 100% (биология-география), кабинет 344
Средние показатели:
- Качество за 2024–2025 учебный год — 56,5%
- Качество за 1-ю четверть — 60,5%
Результаты аттестации по предметам первой четверти:
- Английский язык — 87,7%
- Казахский язык и литература — 70,9%
- Алгебра — 77,4%
- Русская литература — 88,9%
- География — 93,9%
- Физика — 81,3%
- Геометрия — 80,1%
- Информатика — 85,0%
- Биология — 70,3%
Классные руководители 10-х классов
Представили характеристику каждого класса, отметив уровень адаптации учащихся и выявленные проблемы.
Кожахметова Т.О., педагог-психолог
Презентовала справку по «Социометрии в рамках классно-обобщающего контроля (КОК)», озвучила фамилии учащихся, нуждающихся во внимании, и дала рекомендации учителям-предметникам, дала рекомендации:
По результатам наблюдений и диагностики можно выделить несколько особенностей адаптационного периода: Неустойчивость мотивации: часть ребят пока не видит чёткой цели обучения, что отражается на успеваемости. В этот период важна поддерживающая позиция педагогов: •Обеспечить постепенность требований и позитивную обратную связь. •Обращать внимание не только на академические успехи, но и на эмоциональное состояние учащихся. •Создавать ситуации успеха, особенно для тех, кто испытывает трудности с адаптацией.
Мы, со своей стороны, продолжим мониторинг эмоционального состояния и вовлечённости учащихся, буду проводить консультации для ребят, родителей и педагогов, по профориентации, так как, у отдельных подростков наблюдается неуверенность в выборе профессионального пути. Главная цель нашей совместной работы — помочь ребятам успешно адаптироваться, помочь сохранить внутреннюю мотивацию и уверенность в своих силах. Поддерживайте эмоциональный комфорт — проявляйте внимание, доброжелательность, избегайте резких оценочных суждений.
Обращайте внимание на признаки дезадаптации — замкнутость, снижение активности, резкие перепады настроения; при необходимости направляйте к нам
Рахманова Н.Ш., заместитель директора по воспитательной работе
Проанализировала проделанную воспитательную работу. Отметила, что процесс адаптации в 10-х классах проходит на высоком уровне, однако требует внимания к индивидуальным особенностям учащихся и активного взаимодействия педагогов и психолога.
Решение:
Учителям-предметникам:
- Организовать подачу нового учебного материала в соответствии с учебной программой, избегая перегрузки учащихся. При планировании уроков строго соблюдать нормы по объёму домашних заданий.
- Дифференцировать задания на всех этапах урока (объяснение, закрепление, контроль) с учётом уровня подготовленности учащихся.
- Продолжить адаптационную работу с учащимися 10-х классов, помогая им освоиться с требованиями профильного обучения.
- Проанализировать результаты входного контроля и составить план по устранению выявленных пробелов в знаниях.
- Систематически работать над формированием устойчивых ЗУН (знаний, умений, навыков) учащихся и повышением качества успеваемости.
- Своевременно и корректно заполнять электронные журналы системы Kundelik, выставлять текущие и итоговые оценки, особенно за СОР и СОЧ.
Классным руководителям 10-х классов:
- Продолжить индивидуальную работу с учащимися, направленную на предупреждение пробелов в знаниях и сохранение контингента класса.
- Наладить систематическую воспитательную работу, планируя ежемесячные тематические классные часы и мероприятия, направленные на формирование ответственности, дисциплины и ценностей обучения.
- Осуществлять строгий контроль за посещаемостью и пунктуальностью учащихся, вести учет пропусков и опозданий, своевременно информировать родителей.
- Привлекать родителей к сотрудничеству, регулярно проводить встречи и беседы по вопросам обучения и воспитания детей.
Для администрации и педагогического коллектива:
- Организовать проведение промежуточных и итоговых контрольных работ по русскому языку, математике, истории, физике и английскому языку в декабре и апреле.
- Проводить мониторинг выполнения данных решений на педагогических советах и методических объединениях.
Голосовали: «за» 27 человек, «против» 0 чел., «воздержались» 0 чел.
















