Алматы қаласы Білім басқармасының
«М.Мәметова атындағы №28 мектеп-лицей»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 261-64-82
Есепші бөлімі:
+7(727) 272-69-46
eOtinish.kz
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » «1, 5 және 10 сынып оқушыларының бейімделуі» тақырыбында кіші педагогикалық кеңес
31
қазан
2025

«1, 5 және 10 сынып оқушыларының бейімделуі» тақырыбында кіші педагогикалық кеңес

Протокол 

Малого педагогического совета 

 от 31.10.2025г.

Присутствовали:

1

Иванова Марина Викторовна

Зам.директора по УР, география

2

Рахманова Нұршат Шаяхматқызы

Зам.директора по ВР, казахский язык и литература

3

Кожахметова Толкын Оралбековна

Педагог-психолог

4

Алимжанов Даурен Нурмухамбетович

Педагог-психолог

5

Кучербаева Алия Кабдахметовна

Учитель начальных классов

6

Абросимова Ирина Викторовна 

Учитель начальных классов

7

Джунь Наталья Вячеславовна 

Учитель начальных классов

8

Попова Элла Алексеевна

Русский язык и литература

9

Письмерова Мария Александровна

Русский язык и литература

10

Нұрымбетова Айман Сериккожаевна

Казахский язык и литература

11

Даулеткельдинова Галия Аглановна  

Казахский язык и литература

12

Мұхтар Меруерт Ғалымқызы

Казахский язык и литература

13

Тикебаева Толқын Асанбаевна

Казахский язык и литература

14

Ибраимова Куралай Кудайбергеновна

Английский язык

15

Кульбаева Гульмира Сайдалыевна

Английский язык

16

Демьянская Ангелина Владимировна

Английский язык

17

Маталипова Назгуль Суйгиновна

Математика 

18

Барбол Тоғжан Ерболқызы

Математика 

19

Есмаганбетов Канат Сарсенбаевич

Математика, физика 

20

Мамыт Ерсін Еркінұлы

Физическая культура

21

Манапов Арман Алимжанович  

Физическая культура

22

Изранова Ольга Валерьевна

Физическая культура

23

Берлибаева Алия Егемберлиевна

история

24

Сламихин Владислав Владимирович

история

25

Исмагамбетова Гульжан Батыржановна

Музыка 

26

Павлетенко Варвара Александровна

Художественный труд

27

Шакур Жаннат Талгатбекқызы

Художественный труд

 Тема: «Адаптация учащихся 1, 5-х, 10-х классов»

Цель: Преемственность обучения в среднем звене (5 классы), качество подготовки к продолжению образования (10 классы)

Повестка дня: 

1. Адаптация учащихся 1-х классов

Отв. Зам.директора по УР Иванова М.В., классные руководители,

Алимжанов Д.Н. – педагог-психолог, Рахманова Н.Ш. – зам.директора по ВР

2. Адаптация учащихся 5-х классов

Отв. Зам.директора по УР Иванова М.В., классные руководители,

Алимжанов Д.Н. – педагог-психолог, Рахманова Н.Ш. – зам.директора по ВР

3. Адаптация учащихся 10-х классов

Отв. Зам.директора по УР Иванова М.В., классные руководители,

Кожахметова Т.О. – педагог-психолог, Рахманова Н.Ш. – зам.директора по ВР

По первому вопросу слушали: 

Иванова М.В., зам. директора по учебной работе

Она представила анализ посещённых уроков (математика, букварь, познание мира, казахский язык) и отметила, что первые месяцы в школе являются переходным периодом для первоклассников и сопровождаются значительными стрессовыми факторами. Основные трудности, с которыми сталкиваются дети:

  • Организационные: непривычность школьного режима, необходимость соблюдать правила и расписание, выдерживать полный школьный день.
  • Социальные: трудности во взаимодействии с одноклассниками, налаживании контактов, необходимости слушать учителя и выполнять инструкции.
  • Учебные: проблемы с освоением базовых навыков (чтение, письмо, математика), особенно у детей без дошкольной подготовки.
  • Психологические: повышенная тревожность, плаксивость, сложности с концентрацией внимания, трудности при расставании с родителями.

Иванова М.В. отметила, что на уроках атмосфера рабочая, однако некоторым детям сложно сосредоточиться, они быстро утомляются и не всегда понимают требования учителя.

Классные руководители (Абросимова И.В., Джунь Н.В., Кучербаева А.К.)

Каждый представил подробную характеристику своего класса, выделил основные проблемы адаптационного периода и особенности поведения учащихся.

Алимжанов Д.Н., педагог-психолог

По результатам презентации и теста школьной зрелости Керна–Йирасека, были выявлены дети, требующие особого внимания. Он подчеркнул необходимость включения таких учеников в активную работу класса для:

  • развития социальных навыков и взаимодействия с одноклассниками;
  • поддержки в освоении учебного материала;
  • изучения семейных условий и предоставления дополнительной помощи.

Рахманова Н.Ш., зам. директора по воспитательной работе

По презентации она дала анализ проведённой воспитательной работы. Процесс адаптации оценивается как удовлетворительный. Преобладает положительная мотивация: дети проявляют интерес к школе и учебному процессу, ориентированы на внешние атрибуты и учебно-познавательную деятельность.

Решение: 

  • Учителям начальных классов:
  • Строго регламентировать подачу нового учебного материала с учётом возрастных особенностей первоклассников, не допуская перегрузки.
  • Дифференцировать задания на всех этапах урока (объяснение, закрепление, контроль), обеспечивая посильное участие каждого ребёнка.
  • Регулярно проводить физкультминутки и динамические паузы для снятия утомления и сохранения работоспособности учащихся.
  •  Обратить особое внимание на учащихся, входящих в группу риска по обучению и адаптации, обеспечить индивидуальный подход и взаимодействие с родителями по вопросам развития и воспитания детей.
  • Классным руководителям 1-х классов:
  • Разнообразить формы творческой, игровой, трудовой и коллективной деятельности, направленные на сплочение детского коллектива и развитие коммуникативных навыков.
  • Вести строгий контроль за посещаемостью учащихся и их внешним видом, формировать у детей аккуратность и ответственное отношение к школьным требованиям.
  • Учителю-логопеду Бакыткызы М.:
  • Взять под особый контроль учащихся с речевыми нарушениями, систематически проводить коррекционные занятия и отслеживать динамику речевого развития.

Голосовали: «за» 27 человек, «против» 0 чел., «воздержались» 0 чел.

По второму вопросу слушали:

Иванова М.В., заместитель директора по учебной работе

В ходе презентации она представила анализ посещённых администрацией уроков (всего 15). Отмечено, что при переходе в среднее звено у пятиклассников возникают трудности, связанные с изменением учебных условий: переход на кабинетную систему, новое расписание, увеличение количества учителей. Это вызывает стресс и затрудняет организацию учебной деятельности.

Основные выявленные проблемы:

  • Академические: сложность адаптации к увеличившемуся объёму учебного материала и более высоким требованиям.
    • Учителя чаще работают на весь класс, без индивидуального подхода.
    • Недостаточно внимания уделяется инклюзивным учащимся.
    • Не всегда контролируется наличие учебников и тетрадей.
    • Домашнее задание часто проговаривается после звонка.
    • На языковых уроках требуется большая переключаемость видов деятельности.
    • Некоторые учителя-предметники повышают голос на учащихся.
    • При этом у большинства школьников сформирован интерес к обучению.
  • Эмоциональные: учащиеся испытывают тревогу и неуверенность из-за нового окружения и повышенных требований.
  • Дисциплинарные: у части детей отмечаются трудности с концентрацией внимания и адаптацией к требованиям разных педагогов.

Также был проведён анализ входного тестирования и результатов первой четверти. Отмечено снижение преемственности в обучении: если в прошлом году насчитывалось 36 отличников, то в текущем — 18, что составляет 50% от предыдущего показателя.

Итоги по качеству знаний за первую четверть:

  • Английский язык — 91,2%
  • Казахский язык — 71,5%
  • Математика — 79,6%
  • Русская литература — 71,6%
  • Русский язык — 76,3%
  • Естествознание — 91,2%
  • История Казахстана — 90,5%

По классам:

  • 5 «А» — 30 учащихся, качество 46,67%
  • 5 «Б» — 29 учащихся, качество 75,86%
  • 5 «В» — 29 учащихся, качество 65,52%
  • 5 «Г» — 29 учащихся, качество 68,97%
  • 5 «Д» — 30 учащихся, качество 43,3%

Алимжанов Д.Н., педагог-психолог

Ознакомил присутствующих с результатами теста школьной тревожности Джеймса Д. Филлипса. Были названы учащиеся, требующие особого внимания со стороны педагогов и классных руководителей.

Классные руководители 5-х классов

Каждый представил характеристику своего класса, отметил уровень адаптации учащихся и основные проблемы, возникающие в процессе обучения.

Рахманова Н.Ш., заместитель директора по воспитательной работе

По итогам презентации проанализировала проведённую воспитательную работу. Отметила, что адаптация проходит в целом удовлетворительно, однако требует усиления взаимодействия педагогов, психолога и родителей для снижения тревожности и повышения учебной мотивации учащихся.

Решение:

Классным руководителям 5-х классов:

  1. Осуществлять ежедневный контроль за посещаемостью учащихся и их внешним видом, своевременно информировать родителей об отклонениях.
  2. Обеспечивать благоприятный психологический климат в классном коллективе, помогая детям адаптироваться к новым условиям обучения.

Учителям-предметникам:

  1. Своевременно выставлять оценки в дневники и электронную систему Kundelik, соблюдать объективность и прозрачность оценивания.
  2. Тщательно готовиться к урокам, обеспечивая результативность и эффективность учебного процесса.
  3. Активно внедрять дифференцированный подход в работе с обучающимися, рационально использовать учебное время.
  4. Усилить контроль за соблюдением единого орфографического режима, учитывая возрастные особенности пятиклассников.
  5. Использовать разнообразные формы и методы работы для поддержания интереса к учебе и повышения мотивации.
  6. В обязательном порядке проводить физкультминутки, соблюдать режим проветривания кабинета и санитарно-гигиенические требования.
  7. При объяснении нового материала и закреплении тем учитывать индивидуальные особенности детей, регулярно и объективно оценивать результаты их учебных достижений.
  8. Домашние задания давать с пояснениями и инструкцией по выполнению, не откладывая их объявление на конец урока.

Руководителям предметных методических объединений и кафедр:

  1. Контролировать процесс перехода учащихся с начальной на среднюю ступень обучения, не допуская резкого повышения требований к выпускникам начальной школы.
  2. Организовать предварительное знакомство учителей с классом, уровнем учебных достижений и психологическими особенностями учащихся.
  3. Рекомендовать учителям, работающим в 5-х классах, проведение пробных (вводных) уроков, направленных на мягкую адаптацию детей.

Всем педагогическим работникам:

  1. Соблюдать единые дисциплинарные требования в организации урока:
    • начинать и заканчивать урок строго по звонку;
    • готовиться к занятию во время перемены;
    • формировать культуру учебного диалога (не перебивать учителя и одноклассников, пользоваться поднятой рукой для ответа или вопроса);
    • не задерживать учащихся после окончания урока.

Голосовали: «за» 27 человек, «против» 0 чел., «воздержались» 0 чел.

По третьему вопросу слушали: 

Иванова М.В., заместитель директора по учебной работе

В ходе презентации представлен анализ адаптационного периода и посещённых уроков (всего 10). Отмечено, что в 10-х классах работают опытные учителя, а учащиеся проявляют познавательную активность, однако большинство дают неполные или односложные ответы. В качестве рекомендаций педагогам предложено:

  • применять приёмы для развития функциональной грамотности;
  • включать задания на практическую деятельность;
  • использовать методы групповой работы и «перевёрнутый класс».

Сообщено, что из 108 учащихся 9-х классов в школу перешли 77, а 4 учащихся прибыли из других школ.

Классные показатели:

  • 10 «А» — 28 учащихся, классный руководитель Письмерова М.А., качество знаний 67,8%, успеваемость 100% (физика-география), кабинет 558
  • 10 «Б» — 25 учащихся, классный руководитель Попова Э.А., качество 60%, успеваемость 100% (физика-география), кабинет 557
  • 10 «В» — 28 учащихся, классный руководитель Ибрагимова К.К., качество 55,5%, успеваемость 100% (биология-география), кабинет 344

Средние показатели:

  • Качество за 2024–2025 учебный год — 56,5%
  • Качество за 1-ю четверть — 60,5%

Результаты аттестации по предметам первой четверти:

  • Английский язык — 87,7%
  • Казахский язык и литература — 70,9%
  • Алгебра — 77,4%
  • Русская литература — 88,9%
  • География — 93,9%
  • Физика — 81,3%
  • Геометрия — 80,1%
  • Информатика — 85,0%
  • Биология — 70,3%

Классные руководители 10-х классов

Представили характеристику каждого класса, отметив уровень адаптации учащихся и выявленные проблемы.

Кожахметова Т.О., педагог-психолог

Презентовала справку по «Социометрии в рамках классно-обобщающего контроля (КОК)», озвучила фамилии учащихся, нуждающихся во внимании, и дала рекомендации учителям-предметникам, дала рекомендации:

По результатам наблюдений и диагностики можно выделить несколько особенностей адаптационного периода: Неустойчивость мотивации: часть ребят пока не видит чёткой цели обучения, что отражается на успеваемости.  В этот период важна поддерживающая позиция педагогов: •Обеспечить постепенность требований и позитивную обратную связь. •Обращать внимание не только на академические успехи, но и на эмоциональное состояние учащихся. •Создавать ситуации успеха, особенно для тех, кто испытывает трудности с адаптацией.

Мы, со своей стороны, продолжим мониторинг эмоционального состояния и вовлечённости учащихся, буду проводить консультации для ребят, родителей и педагогов, по профориентации, так как, у отдельных подростков наблюдается неуверенность в выборе профессионального пути. Главная цель нашей совместной работы — помочь ребятам успешно адаптироваться, помочь сохранить внутреннюю мотивацию и уверенность в своих силах. Поддерживайте эмоциональный комфорт — проявляйте внимание, доброжелательность, избегайте резких оценочных суждений.

Обращайте внимание на признаки дезадаптации — замкнутость, снижение активности, резкие перепады настроения; при необходимости направляйте к нам

Рахманова Н.Ш., заместитель директора по воспитательной работе

Проанализировала проделанную воспитательную работу. Отметила, что процесс адаптации в 10-х классах проходит на высоком уровне, однако требует внимания к индивидуальным особенностям учащихся и активного взаимодействия педагогов и психолога.

Решение: 

Учителям-предметникам:

  1. Организовать подачу нового учебного материала в соответствии с учебной программой, избегая перегрузки учащихся. При планировании уроков строго соблюдать нормы по объёму домашних заданий.
  2. Дифференцировать задания на всех этапах урока (объяснение, закрепление, контроль) с учётом уровня подготовленности учащихся.
  3. Продолжить адаптационную работу с учащимися 10-х классов, помогая им освоиться с требованиями профильного обучения.
  4. Проанализировать результаты входного контроля и составить план по устранению выявленных пробелов в знаниях.
  5. Систематически работать над формированием устойчивых ЗУН (знаний, умений, навыков) учащихся и повышением качества успеваемости.
  6. Своевременно и корректно заполнять электронные журналы системы Kundelik, выставлять текущие и итоговые оценки, особенно за СОР и СОЧ.

Классным руководителям 10-х классов:

  1. Продолжить индивидуальную работу с учащимися, направленную на предупреждение пробелов в знаниях и сохранение контингента класса.
  2. Наладить систематическую воспитательную работу, планируя ежемесячные тематические классные часы и мероприятия, направленные на формирование ответственности, дисциплины и ценностей обучения.
  3. Осуществлять строгий контроль за посещаемостью и пунктуальностью учащихся, вести учет пропусков и опозданий, своевременно информировать родителей.
  4. Привлекать родителей к сотрудничеству, регулярно проводить встречи и беседы по вопросам обучения и воспитания детей.

Для администрации и педагогического коллектива:

  1. Организовать проведение промежуточных и итоговых контрольных работ по русскому языку, математике, истории, физике и английскому языку в декабре и апреле.
  2. Проводить мониторинг выполнения данных решений на педагогических советах и методических объединениях.

Голосовали: «за» 27 человек, «против» 0 чел., «воздержались» 0 чел.