Функциональная грамотность » КГУ «Школа-лицей №28 им.М.Маметовой»
Телефон директора:
+7(727) 261-64-82
Телефон бухгалтерия:
+7(727) 272-69-46
Версия
для слабовидящих
27
июнь
2021

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность - способность использовать знания, умения, навыки (ЗУН), приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Грамотность чтения – способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. 

При измерении читательской грамотности используются все виды текстов: – «сплошные тексты», как правило, это художественные тексты; – «несплошные тексты», которые содержат информационные единицы (таблицы, графики, диаграммы); – «смешанные тексты», которые содержат вербальные и невербальные элементы; – «составные тексты», они соединяют несколько текстов различных не только по содержанию, но и по формату.

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Домашнее задание – задание, задаваемое учителем учащимся для самостоятельного выполнения после уроков. Домашнее задание призвано предупредить забывание изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер. 

Основными видами домашнего задания являются: 

1) изучение материала по учебнику; 

2) выполнение различных письменных и практических работ (упражнений);

3) написание сочинений и других творческих работ; 

4) подготовка различных схем, диаграмм; 

5) подготовка гербариев по биологии, проведение наблюдений за явлениями природы, а также различных опытов по химии, физике и др.

Качество образования можно трактовать исходя из следующих положений:

1) учиться познавать что-либо означает, что обучающийся ежедневно формирует свои собственные знания, сочетая свои внутренние убеждения с информацией, поступающей извне; 

2) всегда необходимо учиться делать акцент на практическом применении того, что узнал; 

3) учиться жить вместе и в согласии основывается на особо важных социальных навыках в обществе, свободной от дискриминации, где все имеют равные возможности для развития самого себя, своей семьи и общества; 

4) в процессе обучения необходимо делать акцент на навыки индивида, необходимые для его максимальной самореализации в жизни.



Выделяют семь ключевых образовательных компетенций:

Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. 

Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов. 

Учебно-познавательная компетенцияЭто совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. 

Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. 

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении

Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик.


“Какая бы ни была у Вас ответственная и сложная творческая работа на производстве, помните, что дома вас ждёт ещё ответственейшая, ещё сложнейшая, ещё тончайшая работа - воспитание человека. Везде вас можно заменить другим работником от сторожа животноводческой фермы до министра. А настоящих родителей не заменит никто”.

В.А. Сухомлинский 

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам  гуманитарного цикла | Статья в сборнике международной научной конференции