Дұрыс тамақтануды насихаттау - КГУ «Школа-лицей №28 им.М.Маметовой» http://28.alschool.kz/ ru Дұрыс тамақтануды насихаттау - КГУ «Школа-лицей №28 им.М.Маметовой» DataLife Engine Классные часы на тему: «Вредные привычки и их влияние на здоровье» и «Основа эффективного и здорового питания» http://28.alschool.kz/bryaj-blm-beru-badarlamasy/9531-klassnye-chasy-na-temu-vrednye-privychki-i-ih-vlijanie-na-zdorove-i-osnova-jeffektivnogo-i-zdorovogo-pitanija.html http://28.alschool.kz/bryaj-blm-beru-badarlamasy/9531-klassnye-chasy-na-temu-vrednye-privychki-i-ih-vlijanie-na-zdorove-i-osnova-jeffektivnogo-i-zdorovogo-pitanija.html










КГУ школе-лицей №28 им. М. Маметовой были проведены классные часы натему: «Вредные привычки и их влияние на здоровье» и «Основа эффективного и здорового питания» 1-7 классы по комплексному плану «Единая программа воспитания».

Привычка – это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. 

Привычки бывают вредные, дурные, неразумные и порой опасные. Первые привычки берут свои истоки из детства. Самое неприятное в нашей жизни - это плохие привычки. Мы знаем, что они плохие, а зачастую ничего с собой сделать не можем - привыкли!

Вредная привычка – это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека.

Данные классные  часы способствуют предупреждению формирования у детей вредных привычек; развитию у детей осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность; формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье.

Также залогом хорошего самочувствия, энергии и отличного настроения является правильное питание. «Мы есть то, что мы едим» - удивительно верное утверждение. Все, что необходимо человеку для нормальной и здоровой жизни, он получает из пищи. 

Но самое главное в питании – это полноценный и разнообразный рацион. В этой статье мы бы хотели остановиться на конкретных продуктах - источнике необходимых для человека витаминов, микроэлементов, минералов, жиров, белков и углеводов.
 

 

]]>










КГУ школе-лицей №28 им. М. Маметовой были проведены классные часы натему: «Вредные привычки и их влияние на здоровье» и «Основа эффективного и здорового питания» 1-7 классы по комплексному плану «Единая программа воспитания».

Привычка – это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. 

Привычки бывают вредные, дурные, неразумные и порой опасные. Первые привычки берут свои истоки из детства. Самое неприятное в нашей жизни - это плохие привычки. Мы знаем, что они плохие, а зачастую ничего с собой сделать не можем - привыкли!

Вредная привычка – это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека.

Данные классные  часы способствуют предупреждению формирования у детей вредных привычек; развитию у детей осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность; формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье.

Также залогом хорошего самочувствия, энергии и отличного настроения является правильное питание. «Мы есть то, что мы едим» - удивительно верное утверждение. Все, что необходимо человеку для нормальной и здоровой жизни, он получает из пищи. 

Но самое главное в питании – это полноценный и разнообразный рацион. В этой статье мы бы хотели остановиться на конкретных продуктах - источнике необходимых для человека витаминов, микроэлементов, минералов, жиров, белков и углеводов.
 

 

]]>
medetbekovaA Tue, 23 Apr 2024 14:23:32 +0600
Оқушылардың ұтымды тамақтануы /Рациональное питание школьников http://28.alschool.kz/pitanie/zdorovoe-pitanie/9566-oushylardy-tymdy-tamatanuy-racionalnoe-pitanie-shkolnikov.html http://28.alschool.kz/pitanie/zdorovoe-pitanie/9566-oushylardy-tymdy-tamatanuy-racionalnoe-pitanie-shkolnikov.html Оларды толығырақ қарастырайық:

1. Баланың энергия шығындарына сәйкес келетін диетаның энергетикалық құндылығы.
2. Барлық маңызды тағамдық факторлар бойынша диетаның тепе-теңдігі.
3. Диетаның максималды әртүрлілігі оның тепе-теңдігін қамтамасыз етудің негізгі шарты болып табылады.
4. Оңтайлы тамақтану режимі.
5. Өнімдер мен тағамдарды барабар технологиялық және аспаздық өңдеу, олардың жоғары дәмдік қасиеттерін және бастапқы тағамдық құндылығын сақтауды қамтамасыз етеді.
6. Балалардың жеке ерекшеліктерін ескеру.
7. Ас блогының жай-күйіне, тамақ өнімдеріне жеткізілетін, оларды тасымалдауға, сақтауға, тамақ дайындауға және таратуға қойылатын барлық санитарлық талаптардың сақталуын қоса алғанда, тамақ қауіпсіздігін қамтамасыз ету.
Алайда, 10-17 жас аралығындағы жасөспірімдердің, мектеп оқушыларының тамақтануын ұйымдастырудың өзіндік ерекшеліктері бар, олар осы жаста балалар ағзасында болатын барлық өзгерістерді ескереді. Осы кезеңде келесі тармақтарға ерекше назар аудару керек:
Өмірдің бірінші жылындағы адамның даму қарқынымен салыстыруға болатын бүкіл ағзаның қарқынды өсуі байқалады.
Барлық негізгі жүйелер дамиды: тірек-қимыл аппараты (әсіресе қаңқа), бұлшықет массасының жоғарылауы (жыныстық ерекшеліктерді ескере отырып), жүрек-тамыр және жүйке жүйелері, сондай-ақ жасөспірімнің жыныстық жетілуіне байланысты дененің радикалды гормоналды қайта құрылуы жүреді.
Барлық физикалық қайта құру аясында психоэмоционалды салаға жүктеме артады.
Мектептегі жүктеме ғана емес, жасөспірімнің әлеуметтік бейімделуінен туындаған шиеленіс те артады.
clip image004 0047 мектеп оқушыларының тамақтануын дұрыс ұйымдастыру жасөспірім кезінде туындайтын көптеген мәселелерді шешуге көмектеседі. Қазір денені тек өсу мен даму үшін ғана емес, сонымен қатар мектептегі және жыныстық жетілудегі жүктемелердің артуы үшін барлық ресурстармен қамтамасыз ету өте маңызды. Сондықтан дұрыс тамақтану ережелері туралы ұмытпау керек:
1. Бала әртүрлі тағамдарды жеуі керек. Баланың күнделікті рационында әр түрлі тағамдардың шамамен 15 атауы болуы керек. Бір апта ішінде диета әр түрлі тағамдардың кем дегенде 30 атауын қамтуы керек.
2. Күн сайын баланың диетасында келесі тағамдар болуы керек: ет, май, сүт, нан, жарма, жаңа піскен көкөністер мен жемістер. Бірқатар өнімдер: балық, жұмыртқа, қаймақ, сүзбе және басқа да ашытылған сүт өнімдері, ірімшік - күн сайын диетаға кірудің қажеті жоқ, бірақ апта ішінде 2-3 рет болуы керек.
3. Бала күніне кемінде 4 рет тамақтануы керек:
7.30-8.00 таңғы ас (үйде, мектепке барар алдында)
10.30-11.30 мектептегі ыстық таңғы ас
14.00-15.00 мектепте немесе үйде түскі ас
19.00-19.30 кешкі ас (үйде)
4. Йодталған тұзды тұтыну керек.
5. Маусымаралық кезеңде (күз - қыс, қыс - көктем) бала тиісті жастағы балаларға ұсынылған дәрумендер мен минералды кешендерді алуы керек.
6. Оқушының рационалды тамақтануын "С" дәруменімен байыту үшін итмұрынның күнделікті қабылдауын ұсынамыз.
7. Тамақтану тыныш жағдайда өтуі керек.
8. Егер баланың дене салмағы жетіспесе немесе артық болса, диетаны түзету үшін дәрігермен кеңесу қажет.
9. Спортпен шұғылданатын оқушының диетасы дене белсенділігінің көлемін ескере отырып түзетілуі керек.
clip image006 0041 суық мезгілде мектеп оқушыларының көпшілігінде үш немесе одан да көп дәрумендер жетіспейтіні көрсетілген. В дәрумендерінің жетіспеушілігі балалардың жартысында, аскорбин қышқылы - әрбір үшінші балада, D - әрбір бесінші балада байқалады. Ата-аналардың тек 5% - ы балаларға витаминдік препараттарды үнемі береді. Алайда, жоғары және төменгі сынып оқушыларына әртүрлі дәрумендер қажет. Иммундық жүйенің көмегімен біздің денеміз вирустар мен микробтармен күреседі. Қорғаныс күштеріңізді толық жауынгерлік дайындықта ұстау маңызды! Спортпен шұғылдану, қатаю және дұрыс тамақтану денені нығайтуда үлкен рөл атқарады!
Иммунитетті нығайтуға не көмектеседі?
1. Жаңа піскен көкөністер мен жемістер.
2. Өсімдік майлары, майлы балық.
3. Ет.
4. Сүт және ашытылған сүт өнімдері.
5. Шай.
6. Желе, сорпалар, желе, теңіз өнімдері.
Дәл осы жылдары - іс жүзінде 10 жастан бастап - бала ересек адамға айналады. Бұл оның физикалық дамуына, психо-эмоционалды және интеллектуалды дамуына да қатысты. Бала ересек өмірдің жаңа ережелерін игереді. Жауапкершілік пен тәуелсіздікті үйренеді, адамдармен қарым-қатынасты жаңа жолмен құруды үйренеді.
Дәл осы жетілу кезеңінде баланың тамақтану режимін өз бетінше ұстануға, ересектердің бақылауына қарамастан ұтымды тамақтануға үйренуі маңызды. Біріншіден, қазірдің өзінде сіздің денеңізге қиын жұмыста көмектесу үшін, екіншіден, тәуелсіз өмірде пайдалы болатын әдетті қалыптастыру. Өйткені, біздің денсаулығымыз қалай тамақтануға байланысты.



В современном мире зачастую не хватает времени на то, чтобы задуматься: «Что мы едим?». Именно поэтому сохраняют свою  актуальность, для людей всех возрастов и особенно школьников, основные принципы организации рационального питания.

Рассмотрим их подробнее:

1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.
2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
4. Оптимальный режим питания.
5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
6. Учет индивидуальных особенностей детей.
7. Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
Однако организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:
  • Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.
  • Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.
  • На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.
  • Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.
clip image004 0047Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания. Именно по этому не следует забывать о правилах здорового питания:
1. Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.
2. Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр - не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2-3 раза обязательно.
3. Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день:
  • 7.30- 8.00 завтрак (дома, перед уходом в школу)
  • 10.30- 11.30 горячий завтрак в школе
  • 14.00- 15.00 обед в школе или дома
  • 19.00- 19.30 ужин (дома)
4. Следует употреблять йодированную соль.
5. В межсезонье (осень- зима, зима- весна) ребенок должен получать витаминно- минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.
6. Для обогащения рационно питания школьника витамином «С» рекомендуем ежедневный приемотвара шиповника.
7. Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.
8. Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела, необходима консультация врача для корректировки рациона питания.
9. Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.
clip image006 0041Оказывается, что у большинства школьников в холодное время года наблюдается нехватка трех и более витаминов. Дефицит витаминов группы В наблюдается у половины детей, аскорбиновой кислоты- у каждого третьего ребенка, D- у каждого пятого. Только 5% родителей регулярно дают детям витаминные препараты. Однако ученикам старших и младших классов нужны разные витамины. С помощью иммунной системы наш организм борется с вирусами и микробами. Важно сохранить свои защитные силы в полной боевой готовности! Большую роль в укреплении организма играют занятия спортом, закаливание, и правильное питание!
 Что поможет укрепить иммунитет?
1. Свежие овощи и фрукты.
2. Растительные масла, рыба жирных сортов.
3. Мясо.
4. Молочные и кисломолочные продукты.
5. Чай.
6. Холодец, бульоны, желе, морепродукты.
Именно в эти годы - фактически начиная с 10 лет - ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.
Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.]]>
Оларды толығырақ қарастырайық:

1. Баланың энергия шығындарына сәйкес келетін диетаның энергетикалық құндылығы.
2. Барлық маңызды тағамдық факторлар бойынша диетаның тепе-теңдігі.
3. Диетаның максималды әртүрлілігі оның тепе-теңдігін қамтамасыз етудің негізгі шарты болып табылады.
4. Оңтайлы тамақтану режимі.
5. Өнімдер мен тағамдарды барабар технологиялық және аспаздық өңдеу, олардың жоғары дәмдік қасиеттерін және бастапқы тағамдық құндылығын сақтауды қамтамасыз етеді.
6. Балалардың жеке ерекшеліктерін ескеру.
7. Ас блогының жай-күйіне, тамақ өнімдеріне жеткізілетін, оларды тасымалдауға, сақтауға, тамақ дайындауға және таратуға қойылатын барлық санитарлық талаптардың сақталуын қоса алғанда, тамақ қауіпсіздігін қамтамасыз ету.
Алайда, 10-17 жас аралығындағы жасөспірімдердің, мектеп оқушыларының тамақтануын ұйымдастырудың өзіндік ерекшеліктері бар, олар осы жаста балалар ағзасында болатын барлық өзгерістерді ескереді. Осы кезеңде келесі тармақтарға ерекше назар аудару керек:
Өмірдің бірінші жылындағы адамның даму қарқынымен салыстыруға болатын бүкіл ағзаның қарқынды өсуі байқалады.
Барлық негізгі жүйелер дамиды: тірек-қимыл аппараты (әсіресе қаңқа), бұлшықет массасының жоғарылауы (жыныстық ерекшеліктерді ескере отырып), жүрек-тамыр және жүйке жүйелері, сондай-ақ жасөспірімнің жыныстық жетілуіне байланысты дененің радикалды гормоналды қайта құрылуы жүреді.
Барлық физикалық қайта құру аясында психоэмоционалды салаға жүктеме артады.
Мектептегі жүктеме ғана емес, жасөспірімнің әлеуметтік бейімделуінен туындаған шиеленіс те артады.
clip image004 0047 мектеп оқушыларының тамақтануын дұрыс ұйымдастыру жасөспірім кезінде туындайтын көптеген мәселелерді шешуге көмектеседі. Қазір денені тек өсу мен даму үшін ғана емес, сонымен қатар мектептегі және жыныстық жетілудегі жүктемелердің артуы үшін барлық ресурстармен қамтамасыз ету өте маңызды. Сондықтан дұрыс тамақтану ережелері туралы ұмытпау керек:
1. Бала әртүрлі тағамдарды жеуі керек. Баланың күнделікті рационында әр түрлі тағамдардың шамамен 15 атауы болуы керек. Бір апта ішінде диета әр түрлі тағамдардың кем дегенде 30 атауын қамтуы керек.
2. Күн сайын баланың диетасында келесі тағамдар болуы керек: ет, май, сүт, нан, жарма, жаңа піскен көкөністер мен жемістер. Бірқатар өнімдер: балық, жұмыртқа, қаймақ, сүзбе және басқа да ашытылған сүт өнімдері, ірімшік - күн сайын диетаға кірудің қажеті жоқ, бірақ апта ішінде 2-3 рет болуы керек.
3. Бала күніне кемінде 4 рет тамақтануы керек:
7.30-8.00 таңғы ас (үйде, мектепке барар алдында)
10.30-11.30 мектептегі ыстық таңғы ас
14.00-15.00 мектепте немесе үйде түскі ас
19.00-19.30 кешкі ас (үйде)
4. Йодталған тұзды тұтыну керек.
5. Маусымаралық кезеңде (күз - қыс, қыс - көктем) бала тиісті жастағы балаларға ұсынылған дәрумендер мен минералды кешендерді алуы керек.
6. Оқушының рационалды тамақтануын "С" дәруменімен байыту үшін итмұрынның күнделікті қабылдауын ұсынамыз.
7. Тамақтану тыныш жағдайда өтуі керек.
8. Егер баланың дене салмағы жетіспесе немесе артық болса, диетаны түзету үшін дәрігермен кеңесу қажет.
9. Спортпен шұғылданатын оқушының диетасы дене белсенділігінің көлемін ескере отырып түзетілуі керек.
clip image006 0041 суық мезгілде мектеп оқушыларының көпшілігінде үш немесе одан да көп дәрумендер жетіспейтіні көрсетілген. В дәрумендерінің жетіспеушілігі балалардың жартысында, аскорбин қышқылы - әрбір үшінші балада, D - әрбір бесінші балада байқалады. Ата-аналардың тек 5% - ы балаларға витаминдік препараттарды үнемі береді. Алайда, жоғары және төменгі сынып оқушыларына әртүрлі дәрумендер қажет. Иммундық жүйенің көмегімен біздің денеміз вирустар мен микробтармен күреседі. Қорғаныс күштеріңізді толық жауынгерлік дайындықта ұстау маңызды! Спортпен шұғылдану, қатаю және дұрыс тамақтану денені нығайтуда үлкен рөл атқарады!
Иммунитетті нығайтуға не көмектеседі?
1. Жаңа піскен көкөністер мен жемістер.
2. Өсімдік майлары, майлы балық.
3. Ет.
4. Сүт және ашытылған сүт өнімдері.
5. Шай.
6. Желе, сорпалар, желе, теңіз өнімдері.
Дәл осы жылдары - іс жүзінде 10 жастан бастап - бала ересек адамға айналады. Бұл оның физикалық дамуына, психо-эмоционалды және интеллектуалды дамуына да қатысты. Бала ересек өмірдің жаңа ережелерін игереді. Жауапкершілік пен тәуелсіздікті үйренеді, адамдармен қарым-қатынасты жаңа жолмен құруды үйренеді.
Дәл осы жетілу кезеңінде баланың тамақтану режимін өз бетінше ұстануға, ересектердің бақылауына қарамастан ұтымды тамақтануға үйренуі маңызды. Біріншіден, қазірдің өзінде сіздің денеңізге қиын жұмыста көмектесу үшін, екіншіден, тәуелсіз өмірде пайдалы болатын әдетті қалыптастыру. Өйткені, біздің денсаулығымыз қалай тамақтануға байланысты.



В современном мире зачастую не хватает времени на то, чтобы задуматься: «Что мы едим?». Именно поэтому сохраняют свою  актуальность, для людей всех возрастов и особенно школьников, основные принципы организации рационального питания.

Рассмотрим их подробнее:

1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.
2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
4. Оптимальный режим питания.
5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
6. Учет индивидуальных особенностей детей.
7. Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
Однако организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:
  • Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.
  • Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.
  • На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.
  • Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.
clip image004 0047Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания. Именно по этому не следует забывать о правилах здорового питания:
1. Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.
2. Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр - не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2-3 раза обязательно.
3. Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день:
  • 7.30- 8.00 завтрак (дома, перед уходом в школу)
  • 10.30- 11.30 горячий завтрак в школе
  • 14.00- 15.00 обед в школе или дома
  • 19.00- 19.30 ужин (дома)
4. Следует употреблять йодированную соль.
5. В межсезонье (осень- зима, зима- весна) ребенок должен получать витаминно- минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.
6. Для обогащения рационно питания школьника витамином «С» рекомендуем ежедневный приемотвара шиповника.
7. Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.
8. Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела, необходима консультация врача для корректировки рациона питания.
9. Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.
clip image006 0041Оказывается, что у большинства школьников в холодное время года наблюдается нехватка трех и более витаминов. Дефицит витаминов группы В наблюдается у половины детей, аскорбиновой кислоты- у каждого третьего ребенка, D- у каждого пятого. Только 5% родителей регулярно дают детям витаминные препараты. Однако ученикам старших и младших классов нужны разные витамины. С помощью иммунной системы наш организм борется с вирусами и микробами. Важно сохранить свои защитные силы в полной боевой готовности! Большую роль в укреплении организма играют занятия спортом, закаливание, и правильное питание!
 Что поможет укрепить иммунитет?
1. Свежие овощи и фрукты.
2. Растительные масла, рыба жирных сортов.
3. Мясо.
4. Молочные и кисломолочные продукты.
5. Чай.
6. Холодец, бульоны, желе, морепродукты.
Именно в эти годы - фактически начиная с 10 лет - ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.
Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.]]>
medetbekovaA Wed, 13 Mar 2024 14:22:12 +0600
Салауатты өмір салты!/ Здоровый образ жизни! http://28.alschool.kz/sportivnyj-obraz-zhizni/8640-salauatty-mr-salty-zdorovyj-obraz-zhizni.html http://28.alschool.kz/sportivnyj-obraz-zhizni/8640-salauatty-mr-salty-zdorovyj-obraz-zhizni.html
Берегите здоровье, занимайтесь физкультурой и формируйте культуру питания!



]]>

Берегите здоровье, занимайтесь физкультурой и формируйте культуру питания!



]]>
medetbekovaA Tue, 06 Feb 2024 09:34:30 +0600
Оқушының дұрыс тамақтануы - оқуда үздік болу кепілі/Здоровое питание школьника - залог успеха в учебном году http://28.alschool.kz/pitanie/zdorovoe-pitanie/9346-oushyny-drys-tamatanuy-ouda-zdk-bolu-kepl-zdorovoe-pitanie-shkolnika-zalog-uspeha-v-uchebnom-godu.html http://28.alschool.kz/pitanie/zdorovoe-pitanie/9346-oushyny-drys-tamatanuy-ouda-zdk-bolu-kepl-zdorovoe-pitanie-shkolnika-zalog-uspeha-v-uchebnom-godu.html Обзор питательных веществ и их важность для растущего организма

Рациональное питание для молодого растущего организма должно включать достаточное количество белковой, углеводной пищи. Жиры не менее важны, поскольку являются основными энергетическими поставщиками. Следующие картинки здоровое питание – материал, позволяющий рационально составлять меню, используя знания о содержании в продуктах питательных веществ.

Белки содержатся в самых разнообразных продуктах. Конечно, одним из самых основных поставщиков по праву считаются мясо и рыба, а также морепродукты, субпродукты. Стоит обратить внимание на растительные белки, которые содержат бобовые: фасоль, соя, бобы, нут и прочие. Наилучший вид кулинарной обработки – это вареные, запеченные или тушеные продукты.

Другим важным компонентом еды являются углеводы. Их делят на простые и сложные. Эти виды углеводов усваиваются с разной скоростью. Так простые, которые еще подразделяются на моносахариды (галактоза, глюкоза, фруктоза) и дисахариды (мальтоза, лактоза, сахароза), быстро используются нашим организмом и содержатся в различных фруктах, молочных продуктах и прочем. Другая группа – сложных углеводов усваиваются гораздо дольше, что позволяет сохранять чувство насыщения на длительное время. Благодаря им поддерживается определенный энергетический уровень в организме. Сложные углеводы содержится в зерновых, бобовых, картофеле, морепродуктах, дрожжах.

Рацион и режим питания школьника

Меню здорового питания для школьника необходимо составлять в соответствии с потребностью в калориях на протяжении суток. В возрасте 7 – 11 лет требуется 2300 ккал, с 11 до 14 лет необходимо 2500 ккал, а с 14 до 18 – около 3000 ккал. В случае, когда школьник посещает дополнительно спортивные секции или проходит обучение в специализированных классах по углубленному изучению определенного предмета имеет смысл повысить калорийность употребляемой пищи. К рациону при этом можно добавить до 300 ккал.


Одним из главных условий нормального развития школьника является правильное питание. Главная цель питания - обеспечение роста, развития, работоспособности, хорошего самочувствия, высокой сопротивляемости различным неблагоприятным факторам окружающей среды и инфекциям.
В школьный период у детей и подростков наблюдаются интенсивные процессы роста, перестройка ряда систем  и органов. В связи с этим пищевой рацион школьников должен покрывать все энергетические потребности, связанные с бурным ростом и интенсивной жизнедеятельностью организма.
Достаточная обеспеченность ребенка всеми пищевыми ингредиентами, витаминами, макро и микроэлементами улучшает состояние иммунной системы, повышает сопротивляемость организма к отрицательным факторам окружающей среды, способствует снижению числа алиментарно-зависимых заболеваний или болезней, связанных с приемом пищи. Это такие заболевания, как недостаточность питания, избыток питания (ожирение), заболевания пищеварительного тракта, эндокринных органов, кариес зубов и пр. Питание влияет на развитие центральной нервной системы, интеллект, работоспособность. Поэтому проблема питания, полноценного, сбалансированного рациона приобретает в наши дни такую актуальность.
Одной из главных целей врачей и педагогов является пропаганда здорового образа жизни и питания среди детей.

]]>
Обзор питательных веществ и их важность для растущего организма

Рациональное питание для молодого растущего организма должно включать достаточное количество белковой, углеводной пищи. Жиры не менее важны, поскольку являются основными энергетическими поставщиками. Следующие картинки здоровое питание – материал, позволяющий рационально составлять меню, используя знания о содержании в продуктах питательных веществ.

Белки содержатся в самых разнообразных продуктах. Конечно, одним из самых основных поставщиков по праву считаются мясо и рыба, а также морепродукты, субпродукты. Стоит обратить внимание на растительные белки, которые содержат бобовые: фасоль, соя, бобы, нут и прочие. Наилучший вид кулинарной обработки – это вареные, запеченные или тушеные продукты.

Другим важным компонентом еды являются углеводы. Их делят на простые и сложные. Эти виды углеводов усваиваются с разной скоростью. Так простые, которые еще подразделяются на моносахариды (галактоза, глюкоза, фруктоза) и дисахариды (мальтоза, лактоза, сахароза), быстро используются нашим организмом и содержатся в различных фруктах, молочных продуктах и прочем. Другая группа – сложных углеводов усваиваются гораздо дольше, что позволяет сохранять чувство насыщения на длительное время. Благодаря им поддерживается определенный энергетический уровень в организме. Сложные углеводы содержится в зерновых, бобовых, картофеле, морепродуктах, дрожжах.

Рацион и режим питания школьника

Меню здорового питания для школьника необходимо составлять в соответствии с потребностью в калориях на протяжении суток. В возрасте 7 – 11 лет требуется 2300 ккал, с 11 до 14 лет необходимо 2500 ккал, а с 14 до 18 – около 3000 ккал. В случае, когда школьник посещает дополнительно спортивные секции или проходит обучение в специализированных классах по углубленному изучению определенного предмета имеет смысл повысить калорийность употребляемой пищи. К рациону при этом можно добавить до 300 ккал.


Одним из главных условий нормального развития школьника является правильное питание. Главная цель питания - обеспечение роста, развития, работоспособности, хорошего самочувствия, высокой сопротивляемости различным неблагоприятным факторам окружающей среды и инфекциям.
В школьный период у детей и подростков наблюдаются интенсивные процессы роста, перестройка ряда систем  и органов. В связи с этим пищевой рацион школьников должен покрывать все энергетические потребности, связанные с бурным ростом и интенсивной жизнедеятельностью организма.
Достаточная обеспеченность ребенка всеми пищевыми ингредиентами, витаминами, макро и микроэлементами улучшает состояние иммунной системы, повышает сопротивляемость организма к отрицательным факторам окружающей среды, способствует снижению числа алиментарно-зависимых заболеваний или болезней, связанных с приемом пищи. Это такие заболевания, как недостаточность питания, избыток питания (ожирение), заболевания пищеварительного тракта, эндокринных органов, кариес зубов и пр. Питание влияет на развитие центральной нервной системы, интеллект, работоспособность. Поэтому проблема питания, полноценного, сбалансированного рациона приобретает в наши дни такую актуальность.
Одной из главных целей врачей и педагогов является пропаганда здорового образа жизни и питания среди детей.

]]>
medetbekovaA Fri, 26 Jan 2024 15:00:23 +0600
Оқушылармен дұрыс тамақтанудың маңыздылығы туралы әңгімелесу / Беседа с учащимися о важности правильного питания http://28.alschool.kz/pitanie/zdorovoe-pitanie/8571-beseda-s-uchaschimisja-o-vazhnosti-pravilnogo-pitanija.html http://28.alschool.kz/pitanie/zdorovoe-pitanie/8571-beseda-s-uchaschimisja-o-vazhnosti-pravilnogo-pitanija.html Хотели бы напомнить школьникам, от того, насколько правильно и качественно организовано Ваше питание, зависит здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности, а также взаимоотношения с педагогами и родителями!
Желаем всем крепкого здоровья!








]]>
Хотели бы напомнить школьникам, от того, насколько правильно и качественно организовано Ваше питание, зависит здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности, а также взаимоотношения с педагогами и родителями!
Желаем всем крепкого здоровья!








]]>
medetbekovaA Tue, 09 Jan 2024 13:00:29 +0600
Тамақтану әдебі туралы жадынама/Памятка по культуре питания http://28.alschool.kz/pitanie/zdorovoe-pitanie/9284-tamatanu-deb-turaly-zhadynama-pamjatka-po-kulture-pitanija.html http://28.alschool.kz/pitanie/zdorovoe-pitanie/9284-tamatanu-deb-turaly-zhadynama-pamjatka-po-kulture-pitanija.html
Памятка 

по культуре питания школьников

Что же такое питание? Питание – это совокупность процессов, связанных с потреблением пищевых веществ и усвоением их в организме, благодаря чему обеспечивается нормальное функционирование организма и поддержание здоровья.

Рациональное, или правильное питание – это такой способ питания, при котором итогом этого процесса является укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний и т.п. Одним словом, рациональное питание – это здоровое питание.

Известно, что ребенок школьного возраста затрачивает в сутки более 2000 килокалорий. Здоровое питание в детском возрасте необходимо не только для образования энергии, но также служит источником тепла, способствует устойчивости детского организма к неблагоприятным воздействиям.

Что же нужно для полноценного питания школьника?

Прежде всего, питание должно:

  • Содержать необходимые для организма вещества – белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду, в достаточных количествах и в определенных соотношениях.
  • Должно быть разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения.
  • Доброкачественным - не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов.
  • Достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости.

Полноценное, сбалансированное питание предусматривает содержание в рационе всех основных пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов.

Характеристика основных компонентов пищи

Белки – занимают особое значение, так как без них не может осуществляться построение основных элементов органов и тканей. Они не могут быть заменены другими пищевыми веществами. Недостаток белков влияет на функцию головного мозга, и на работу иммунной системы организма.

Животный белок содержит незаменимые аминокислоты и находится только в продуктах животного происхождения.

Растительные белки содержатся в хлебе, крупе, овощах. В питании детей должно быть 75% белков животного происхождения и 25%-растительного.

Жир – это источник энергии, принимает участие в обмене веществ, способствует выработке иммунитета. 

Углеводы – основной источник энергии, способствует усвоению в организме белков и жиров. 

Большое значение в рационе питания имеет вода, так как без нее не могут идти жизненные процессы. В сутки для ребенка необходимо около полутора литров воды.

Минеральные вещества

Полезная и разнообразная пища немыслима без минеральных веществ. Это - кальций, фосфор, магний, железо, калий и натрий. Они входят в состав всех клеток и тканей организма, участвуют в обмене веществ, активизируют ферментные вещества.

Витамины

В суточном рационе должно быть достаточное количество всех витаминов. Витамины необходимы для нормального течения биохимических реакций в организме, усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей. Овощи, фрукты, ягоды являются богатым источником минеральных солей и витаминов. 

Основные принципы рационального питания школьников:

  • Оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов).

- Белки должны составлять около 14%, жиры-31% и углеволы-55% общей калорийности рациона. Содержание незаменимых компонентов: белков животного происхождения - 60%, растительных жиров - 20%-30% от суточной нормы.

  • Наиболее оптимальным режимом питания учащихся в течение дня считается четырехкратный прием, пищи с интервалом между приемами 3,5-4 часа. Ужинать желательно не позднее, чем за 3 часа до сна.
  • Завтрак школьника должен составлять 20%, обед - 35% от соответствующей возрастной суточной потребности в пищевых веществах и энергии.


ПОЧЕМУ ВАЖНО ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ?

Потому что это дает возможность: 

- сохранить здоровье и привлекательную внешность,

- предупредить и уменьшить риск хронических заболеваний,

- быть физически и духовно активным.


УВАЖАЕМЫЕ ШКОЛЬНИКИ! 

ПОМНИТЕ!  От того, насколько правильно и качественно организовано ваше питание, зависит ваше здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности, а также взаимоотношения с педагогами и родителями! 


 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ:


  • Перед едой обязательно нужно вымыть руки.
  • Проходить в столовую, следует не спеша и не толкаясь.
  • Садиться за стол следует аккуратно, как можно тише.
  • За столом следует сидеть прямо, немного наклонившись над столом.
  • Пищу следует пережевывать тщательно, не спеша.
  • Вставать из-за стола также следует аккуратно и бесшумно.
  • Нельзя ставить и класть на поверхность столов в обеденном зале рюкзаки, учебные сумки, учебники, тетради и прочие школьные принадлежности.
  • Порядок в столовой поддерживает классный руководитель, дежурный учитель.
  • Учащиеся соблюдают во время приема пищи культуру питания:

·         горячие блюда едят осторожно, не обжигаясь;

·         столовыми приборами пользуются по назначению, избегая травмирования;

·         грязную посуду сдают на мойку;

·         благодарят сотрудников столовой по окончанию приема пищи.




]]>

Памятка 

по культуре питания школьников

Что же такое питание? Питание – это совокупность процессов, связанных с потреблением пищевых веществ и усвоением их в организме, благодаря чему обеспечивается нормальное функционирование организма и поддержание здоровья.

Рациональное, или правильное питание – это такой способ питания, при котором итогом этого процесса является укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний и т.п. Одним словом, рациональное питание – это здоровое питание.

Известно, что ребенок школьного возраста затрачивает в сутки более 2000 килокалорий. Здоровое питание в детском возрасте необходимо не только для образования энергии, но также служит источником тепла, способствует устойчивости детского организма к неблагоприятным воздействиям.

Что же нужно для полноценного питания школьника?

Прежде всего, питание должно:

  • Содержать необходимые для организма вещества – белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду, в достаточных количествах и в определенных соотношениях.
  • Должно быть разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения.
  • Доброкачественным - не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов.
  • Достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости.

Полноценное, сбалансированное питание предусматривает содержание в рационе всех основных пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов.

Характеристика основных компонентов пищи

Белки – занимают особое значение, так как без них не может осуществляться построение основных элементов органов и тканей. Они не могут быть заменены другими пищевыми веществами. Недостаток белков влияет на функцию головного мозга, и на работу иммунной системы организма.

Животный белок содержит незаменимые аминокислоты и находится только в продуктах животного происхождения.

Растительные белки содержатся в хлебе, крупе, овощах. В питании детей должно быть 75% белков животного происхождения и 25%-растительного.

Жир – это источник энергии, принимает участие в обмене веществ, способствует выработке иммунитета. 

Углеводы – основной источник энергии, способствует усвоению в организме белков и жиров. 

Большое значение в рационе питания имеет вода, так как без нее не могут идти жизненные процессы. В сутки для ребенка необходимо около полутора литров воды.

Минеральные вещества

Полезная и разнообразная пища немыслима без минеральных веществ. Это - кальций, фосфор, магний, железо, калий и натрий. Они входят в состав всех клеток и тканей организма, участвуют в обмене веществ, активизируют ферментные вещества.

Витамины

В суточном рационе должно быть достаточное количество всех витаминов. Витамины необходимы для нормального течения биохимических реакций в организме, усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей. Овощи, фрукты, ягоды являются богатым источником минеральных солей и витаминов. 

Основные принципы рационального питания школьников:

  • Оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов).

- Белки должны составлять около 14%, жиры-31% и углеволы-55% общей калорийности рациона. Содержание незаменимых компонентов: белков животного происхождения - 60%, растительных жиров - 20%-30% от суточной нормы.

  • Наиболее оптимальным режимом питания учащихся в течение дня считается четырехкратный прием, пищи с интервалом между приемами 3,5-4 часа. Ужинать желательно не позднее, чем за 3 часа до сна.
  • Завтрак школьника должен составлять 20%, обед - 35% от соответствующей возрастной суточной потребности в пищевых веществах и энергии.


ПОЧЕМУ ВАЖНО ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ?

Потому что это дает возможность: 

- сохранить здоровье и привлекательную внешность,

- предупредить и уменьшить риск хронических заболеваний,

- быть физически и духовно активным.


УВАЖАЕМЫЕ ШКОЛЬНИКИ! 

ПОМНИТЕ!  От того, насколько правильно и качественно организовано ваше питание, зависит ваше здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности, а также взаимоотношения с педагогами и родителями! 


 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ:


  • Перед едой обязательно нужно вымыть руки.
  • Проходить в столовую, следует не спеша и не толкаясь.
  • Садиться за стол следует аккуратно, как можно тише.
  • За столом следует сидеть прямо, немного наклонившись над столом.
  • Пищу следует пережевывать тщательно, не спеша.
  • Вставать из-за стола также следует аккуратно и бесшумно.
  • Нельзя ставить и класть на поверхность столов в обеденном зале рюкзаки, учебные сумки, учебники, тетради и прочие школьные принадлежности.
  • Порядок в столовой поддерживает классный руководитель, дежурный учитель.
  • Учащиеся соблюдают во время приема пищи культуру питания:

·         горячие блюда едят осторожно, не обжигаясь;

·         столовыми приборами пользуются по назначению, избегая травмирования;

·         грязную посуду сдают на мойку;

·         благодарят сотрудников столовой по окончанию приема пищи.




]]>
medetbekovaA Mon, 08 Jan 2024 21:40:37 +0600
Ас мәзірі http://28.alschool.kz/o-shkole/metodika-i-opyt/9296-as-mzr.html http://28.alschool.kz/o-shkole/metodika-i-opyt/9296-as-mzr.html Желтоқсанның он екісі күні қазақ тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі Абдрахманова Айман Болатовна 4 “Г” сыныбында “Ас мәзірі” тақырыбында ашық сабақ өтті. Оқушылар топтық жұмыстарда белсенді жұмыс жасап, қызығушылық танытты. Сабақ  “Бәйге” бағалау түрімен  бағаланғандықтан, балалар мәреге жетуге барын салды.Сабақ мақсатына сай септік жалғауларын меңгеруге арналған, сөйлеу тілін дамыту, таным көкжиегін арттыруға арналған тапсырмалар тақырыптың аясында “тағам түрлері” әдістерімен ұсынылды. Айтылым дағдысын дамыту мақсатында оқушылар жасанды интеллект құралымен  сұхбат құрды.Деңгейлік тапсырмалар 4 тілдік дағдыға сай жасалып, “сергіту сәті”ұлттық құндылықтарды дәріптеді.Оқушыларға ойын арқылы оқыту технологиясы ерекше ұнады.Сабақ мақсатына жетті.]]> Желтоқсанның он екісі күні қазақ тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі Абдрахманова Айман Болатовна 4 “Г” сыныбында “Ас мәзірі” тақырыбында ашық сабақ өтті. Оқушылар топтық жұмыстарда белсенді жұмыс жасап, қызығушылық танытты. Сабақ  “Бәйге” бағалау түрімен  бағаланғандықтан, балалар мәреге жетуге барын салды.Сабақ мақсатына сай септік жалғауларын меңгеруге арналған, сөйлеу тілін дамыту, таным көкжиегін арттыруға арналған тапсырмалар тақырыптың аясында “тағам түрлері” әдістерімен ұсынылды. Айтылым дағдысын дамыту мақсатында оқушылар жасанды интеллект құралымен  сұхбат құрды.Деңгейлік тапсырмалар 4 тілдік дағдыға сай жасалып, “сергіту сәті”ұлттық құндылықтарды дәріптеді.Оқушыларға ойын арқылы оқыту технологиясы ерекше ұнады.Сабақ мақсатына жетті.]]> medetbekovaA Wed, 20 Dec 2023 14:43:09 +0600 "Дұрыс тамақтану" жайында сынып сағаттары / Классные часы на тему "Правильного питания" http://28.alschool.kz/pitanie/zdorovoe-pitanie/9227-drys-tamatanu-zhajynda-synyp-saattary-klassnye-chasy-na-temu-pravilnogo-pitanija.html http://28.alschool.kz/pitanie/zdorovoe-pitanie/9227-drys-tamatanu-zhajynda-synyp-saattary-klassnye-chasy-na-temu-pravilnogo-pitanija.html
В школе-лицей №28 им. М.Маметовой прошел классный час на тему: «Здоровое питание». 
Цель: создать условия для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания. 
Задачи:   1. Учить составлять и соблюдать правильный режим питания. 2. Формировать умение выбирать полезные продукты питания. 3. Развивать чувство ответственности перед своими будущими детьми за здоровье своего организма.
Здоровое питание - это такое питание, которое обеспечивает рост, оптимальное развитие, полноценную жизнедеятельность, способствует укреплению здоровья и профилактике неинфекционных заболеваний (НИЗ), включая диабет, болезни сердца, инсульт и рак.
Здоровое питание на протяжении всей жизни - важнейший элемент сохранения и укрепления здоровья нынешних и будущих поколений, а также, непременное условие достижения активного долголетия.
Рост производства переработанных продуктов, быстрая урбанизация и изменяющийся образ жизни привели в настоящее время к опасным для здоровья изменениям в моделях питания людей во всем мире.
Сегодня люди потребляют избыточное количество продуктов с высоким содержанием калорий, жиров, свободных сахаров и соли, и в то же время, критически мало фруктов, овощей и других видов клетчатки, таких как цельные злаки
Точный состав здорового питания зависит от индивидуальных особенностей (возраст, пол, образ жизни и степень физической активности), культурного контекста, имеющихся местных продуктов и обычаев в области питания.]]>

В школе-лицей №28 им. М.Маметовой прошел классный час на тему: «Здоровое питание». 
Цель: создать условия для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания. 
Задачи:   1. Учить составлять и соблюдать правильный режим питания. 2. Формировать умение выбирать полезные продукты питания. 3. Развивать чувство ответственности перед своими будущими детьми за здоровье своего организма.
Здоровое питание - это такое питание, которое обеспечивает рост, оптимальное развитие, полноценную жизнедеятельность, способствует укреплению здоровья и профилактике неинфекционных заболеваний (НИЗ), включая диабет, болезни сердца, инсульт и рак.
Здоровое питание на протяжении всей жизни - важнейший элемент сохранения и укрепления здоровья нынешних и будущих поколений, а также, непременное условие достижения активного долголетия.
Рост производства переработанных продуктов, быстрая урбанизация и изменяющийся образ жизни привели в настоящее время к опасным для здоровья изменениям в моделях питания людей во всем мире.
Сегодня люди потребляют избыточное количество продуктов с высоким содержанием калорий, жиров, свободных сахаров и соли, и в то же время, критически мало фруктов, овощей и других видов клетчатки, таких как цельные злаки
Точный состав здорового питания зависит от индивидуальных особенностей (возраст, пол, образ жизни и степень физической активности), культурного контекста, имеющихся местных продуктов и обычаев в области питания.]]>
medetbekovaA Tue, 21 Nov 2023 16:51:59 +0600
Мектеп медбикелері " дұрыс тамақтану" жайында оқушыларға әңгіме жүргізедіі/ Беседы школьной медсестры ученикам на тему "Правильное питание" http://28.alschool.kz/pitanie/zdorovoe-pitanie/9186-mektep-medbikeler-drys-tamatanu-zhajynda-gmelesu-besedy-shkolnoj-medsestry-na-temu-pravilnoe-pitanie.html http://28.alschool.kz/pitanie/zdorovoe-pitanie/9186-mektep-medbikeler-drys-tamatanu-zhajynda-gmelesu-besedy-shkolnoj-medsestry-na-temu-pravilnoe-pitanie.html


Важнейший период жизни человека – школьный возраст, пора от 7 до 17 лет, время физического, интеллектуального, нравственного становления и активного развития.

Школьный возраст – это время, когда дети растут  активнее всего, а правильное питание является необходимым условием для естественного течения этого процесса. Недостаток жизненно важных элементов может привести к задержкам в развитии всех систем организма.

Здоровье и иммунитет

Здоровое питание помогает повысить иммунитет и способность организма бороться с негативными факторами окружающей среды. Витамины и минералы, содержащиеся в пище, необходимы для укрепления иммунной системы и защиты от инфекций и болезней.

Концентрация и успеваемость

Правильное питание может способствовать лучшей концентрации и более легкому усвоению материала. Организм ребенка нуждается в достаточном количестве энергии для функционирования мозга и поддержания внимательности во время учебы.
Смотрите также
Меню правильного питанияФитнес едаГотовая спортивная еда

Что входит в здоровый рацион школьника?

Фрукты и овощи

Фрукты и овощи являются основой здорового питания для детей и подростков. Растительная пища богата витаминами, минералами и антиоксидантами, которые помогают укрепить иммунную систему и защитить организм от различных заболеваний. Кроме того, фрукты содержат фруктозу и другие полезные сахара, которые являются главным топливом для мозга.

Белки

Белки являются необходимым компонентом здорового питания школьников. Это главный строительный материал человеческого тела, особенно значимый в период бурного развития детского организма. Они помогают росту и укреплению мышц и суставов, а также улучшают функционирование внутренних органов.

Сложные углеводы

Комплексные углеводы (полисахариды), такие как клетчатка, крахмал и гликоген, позволяют организму получать необходимую энергию. Их отличительная особенность в том, что на усвоение продукта требуется дополнительное время. В результате процесс получения и траты калорий идет сбалансированно, не образуется лишняя энергия, которую тело могло бы упаковать в жировую ткань. Сложные углеводы содержатся, например, в цельнозерновом хлебе, рисе, овсянке и фасоле.

Полезные жиры

Или иначе полиненасыщенные жирные кислоты: омега-3, омега-6 и омега-9. Они помогают улучшить работу мозга, укрепить сердце и сосуды, а также благотворно влияют на зрение.

Вода

Вода поддерживает требуемый уровень гидратации организма, это основной растворитель, необходимый для доставки полезных элементов во все органы и ткани. Употребление достаточного количества чистой воды помогает работе мозга и концентрации во время учебы.

Как организовать правильное питание для школьников?

Планирование

Организация здорового питания начинается с планирования. Родители должны определить, какие продукты нужно покупать и какие блюда готовить, чтобы обеспечить детей полноценным питанием. Рацион школьника должен быть разнообразным и включать все требуемые нутриенты.
Часто дети не любят тот или иной продукт, что приводит к ссорам и срывам на нездоровую еду. При правильном планировании нелюбимые ингредиенты можно исключить из меню, заменив их альтернативными источниками полезных элементов.

Завтрак

Завтрак является самым важным ежедневным приемом пищи для школьника. Он не только обеспечивает необходимую энергию на весь день, но и помогает сохранять концентрацию во время занятий. Завтрак должен состоять из комплексных углеводов, белков и фруктов.

Обед и ужин

Должны быть достаточно сытными, но не тяжелыми. Родители могут готовить блюда из свежих, замороженных или консервированных овощей, а также добавлять белки в виде рыбы, мяса, творога или яиц.

Здоровые перекусы

Фрукты, орехи, йогурт и творог помогают получить необходимые витамины, минералы и белки в течение дня. Можно приготовить перекусы заранее, чтобы дети взяли их в школу.

Что нужно исключить из рациона школьников?

Готовая еда

Фаст-фуд и готовые блюда из супермаркета содержат много жиров, соли и сахара, что может привести к лишнему весу и различным заболеваниям. При этом витамины и минералы в ней, как правило, в дефиците. В результате организм получает много пустых калорий, но не набирает всех нужных элементов.

Газированные напитки

Газированные напитки содержат много сахара, красителей и консервантов. Вместо этого детям лучше предлагать воду, фруктовые и овощные соки, морсы или домашние лимонады. Также обратите внимание, что самостоятельно сделанный свежевыжатый сок с мякотью будет гораздо полезнее магазинного аналога из разведенного водой концентрата.

Сладости и конфеты

Сладости и конфеты содержат много сахара, что приводит к лишнему весу и проблемам со здоровьем. Родители могут заменить сладости на свежие фрукты, ягоды, сухофрукты или натуральный йогурт.

Важные аспекты здорового питания для детей и подростков

Разнообразие

Разнообразное питание обеспечивает детей всеми необходимыми витаминами, минералами и питательными веществами. Включайте в рацион детей различные продукты: фрукты, овощи, мясо, рыбу, яйца, зерновые и молочные продукты.

Умеренность

Умеренность в еде помогает сохранить здоровье и предотвратить проблемы с избыточным весом. Научите детей правильно оценивать размер порции и не переедать.

Регулярность

Регулярное питание помогает поддерживать нормальный уровень глюкозы в крови и обеспечивает организм необходимой энергией на весь день. Создайте у детей привычку есть регулярно, не пропуская приемы пищи.

Обучение

Обучение детей правильному питанию – это залог здоровья на всю будущую жизнь. Родители могут научить детей читать этикетки на упаковке продуктов, выбирать натуральную еду и готовить простые и вкусные блюда.

Пример меню на день

Суточное меню питания для школьника может выглядеть следующим образом:

Завтрак:

  • Овсянка на молоке с ягодами и орехами;
  • Чашка чая или кофе без сахара.

Перекус:

  • Яблоко или груша;
  • Натуральный йогурт.

Обед:

  • Куриный суп с овощами и гречкой
  • Салат из свежих овощей и зелени с заправкой из оливкового масла и лимонного сока;
  • Куриная грудка, запеченная с овощами в духовке;
  • Сок из свежих фруктов.

Полдник:

  • Миндальные орехи или кешью;
  • Банан или апельсин.

Ужин:

  • Рыба или морепродукты, запеченные в духовке с овощами;
  • Овощной салат с заправкой из оливкового масла и лимонного сока;
  • Чашка зеленого чая или кофе без сахара.
Используйте свежие и натуральные продукты, чередуйте блюда из разных ингредиентов, чтобы обеспечить детей разнообразной, полезной и вкусной едой.

Вот и основная мысль бесед медсестры с учениками школы! 

]]>



Важнейший период жизни человека – школьный возраст, пора от 7 до 17 лет, время физического, интеллектуального, нравственного становления и активного развития.

Школьный возраст – это время, когда дети растут  активнее всего, а правильное питание является необходимым условием для естественного течения этого процесса. Недостаток жизненно важных элементов может привести к задержкам в развитии всех систем организма.

Здоровье и иммунитет

Здоровое питание помогает повысить иммунитет и способность организма бороться с негативными факторами окружающей среды. Витамины и минералы, содержащиеся в пище, необходимы для укрепления иммунной системы и защиты от инфекций и болезней.

Концентрация и успеваемость

Правильное питание может способствовать лучшей концентрации и более легкому усвоению материала. Организм ребенка нуждается в достаточном количестве энергии для функционирования мозга и поддержания внимательности во время учебы.
Смотрите также
Меню правильного питанияФитнес едаГотовая спортивная еда

Что входит в здоровый рацион школьника?

Фрукты и овощи

Фрукты и овощи являются основой здорового питания для детей и подростков. Растительная пища богата витаминами, минералами и антиоксидантами, которые помогают укрепить иммунную систему и защитить организм от различных заболеваний. Кроме того, фрукты содержат фруктозу и другие полезные сахара, которые являются главным топливом для мозга.

Белки

Белки являются необходимым компонентом здорового питания школьников. Это главный строительный материал человеческого тела, особенно значимый в период бурного развития детского организма. Они помогают росту и укреплению мышц и суставов, а также улучшают функционирование внутренних органов.

Сложные углеводы

Комплексные углеводы (полисахариды), такие как клетчатка, крахмал и гликоген, позволяют организму получать необходимую энергию. Их отличительная особенность в том, что на усвоение продукта требуется дополнительное время. В результате процесс получения и траты калорий идет сбалансированно, не образуется лишняя энергия, которую тело могло бы упаковать в жировую ткань. Сложные углеводы содержатся, например, в цельнозерновом хлебе, рисе, овсянке и фасоле.

Полезные жиры

Или иначе полиненасыщенные жирные кислоты: омега-3, омега-6 и омега-9. Они помогают улучшить работу мозга, укрепить сердце и сосуды, а также благотворно влияют на зрение.

Вода

Вода поддерживает требуемый уровень гидратации организма, это основной растворитель, необходимый для доставки полезных элементов во все органы и ткани. Употребление достаточного количества чистой воды помогает работе мозга и концентрации во время учебы.

Как организовать правильное питание для школьников?

Планирование

Организация здорового питания начинается с планирования. Родители должны определить, какие продукты нужно покупать и какие блюда готовить, чтобы обеспечить детей полноценным питанием. Рацион школьника должен быть разнообразным и включать все требуемые нутриенты.
Часто дети не любят тот или иной продукт, что приводит к ссорам и срывам на нездоровую еду. При правильном планировании нелюбимые ингредиенты можно исключить из меню, заменив их альтернативными источниками полезных элементов.

Завтрак

Завтрак является самым важным ежедневным приемом пищи для школьника. Он не только обеспечивает необходимую энергию на весь день, но и помогает сохранять концентрацию во время занятий. Завтрак должен состоять из комплексных углеводов, белков и фруктов.

Обед и ужин

Должны быть достаточно сытными, но не тяжелыми. Родители могут готовить блюда из свежих, замороженных или консервированных овощей, а также добавлять белки в виде рыбы, мяса, творога или яиц.

Здоровые перекусы

Фрукты, орехи, йогурт и творог помогают получить необходимые витамины, минералы и белки в течение дня. Можно приготовить перекусы заранее, чтобы дети взяли их в школу.

Что нужно исключить из рациона школьников?

Готовая еда

Фаст-фуд и готовые блюда из супермаркета содержат много жиров, соли и сахара, что может привести к лишнему весу и различным заболеваниям. При этом витамины и минералы в ней, как правило, в дефиците. В результате организм получает много пустых калорий, но не набирает всех нужных элементов.

Газированные напитки

Газированные напитки содержат много сахара, красителей и консервантов. Вместо этого детям лучше предлагать воду, фруктовые и овощные соки, морсы или домашние лимонады. Также обратите внимание, что самостоятельно сделанный свежевыжатый сок с мякотью будет гораздо полезнее магазинного аналога из разведенного водой концентрата.

Сладости и конфеты

Сладости и конфеты содержат много сахара, что приводит к лишнему весу и проблемам со здоровьем. Родители могут заменить сладости на свежие фрукты, ягоды, сухофрукты или натуральный йогурт.

Важные аспекты здорового питания для детей и подростков

Разнообразие

Разнообразное питание обеспечивает детей всеми необходимыми витаминами, минералами и питательными веществами. Включайте в рацион детей различные продукты: фрукты, овощи, мясо, рыбу, яйца, зерновые и молочные продукты.

Умеренность

Умеренность в еде помогает сохранить здоровье и предотвратить проблемы с избыточным весом. Научите детей правильно оценивать размер порции и не переедать.

Регулярность

Регулярное питание помогает поддерживать нормальный уровень глюкозы в крови и обеспечивает организм необходимой энергией на весь день. Создайте у детей привычку есть регулярно, не пропуская приемы пищи.

Обучение

Обучение детей правильному питанию – это залог здоровья на всю будущую жизнь. Родители могут научить детей читать этикетки на упаковке продуктов, выбирать натуральную еду и готовить простые и вкусные блюда.

Пример меню на день

Суточное меню питания для школьника может выглядеть следующим образом:

Завтрак:

  • Овсянка на молоке с ягодами и орехами;
  • Чашка чая или кофе без сахара.

Перекус:

  • Яблоко или груша;
  • Натуральный йогурт.

Обед:

  • Куриный суп с овощами и гречкой
  • Салат из свежих овощей и зелени с заправкой из оливкового масла и лимонного сока;
  • Куриная грудка, запеченная с овощами в духовке;
  • Сок из свежих фруктов.

Полдник:

  • Миндальные орехи или кешью;
  • Банан или апельсин.

Ужин:

  • Рыба или морепродукты, запеченные в духовке с овощами;
  • Овощной салат с заправкой из оливкового масла и лимонного сока;
  • Чашка зеленого чая или кофе без сахара.
Используйте свежие и натуральные продукты, чередуйте блюда из разных ингредиентов, чтобы обеспечить детей разнообразной, полезной и вкусной едой.

Вот и основная мысль бесед медсестры с учениками школы! 

]]>
medetbekovaA Tue, 07 Nov 2023 10:07:18 +0600
Оқушылардың мектеп асханасындағы тамақтану және өзін-өзі ұстау ережелері/ Правила поведения и питания в школьной столовой http://28.alschool.kz/pitanie/zdorovoe-pitanie/9135-oushylardy-mektep-ashanasynday-tamatanu-zhne-zn-z-stau-erezheler-pravila-povedenija-i-pitanija-v-shkolnoj-stolovoj.html http://28.alschool.kz/pitanie/zdorovoe-pitanie/9135-oushylardy-mektep-ashanasynday-tamatanu-zhne-zn-z-stau-erezheler-pravila-povedenija-i-pitanija-v-shkolnoj-stolovoj.html
ИНСТРУКЦИЯ по правилам поведения учащихся в столовой
 При посещении столовой учащийся обязан:
 1. Общие требования.
 1.1. Входить и выходить из помещения столовой спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок.
1.2. Не вносить в столовую сумки и портфели.
 1.3. Не входить в пищеблок (на кухню).
1.4. Бережно относиться к мебели и посуде.
1.5. Не входить в столовую в верхней одежде.
2. Перед приемом пищи.
2.1. Перед едой вымыть руки с мылом.
 2.2. Прибывать в столовую в соответствии с графиком приема пищи.
 2.3. При получении обеда соблюдать порядок, пропускать младших.
2.4. Занять свое место за обеденным столом.
3. При приеме пищи.
3.1. Соблюдать правила культуры поведения за обеденным столом.
3.2. Не мешать приему пищи товарищей.
 3.3. Не разговаривать во время приема пищи, не толкать соседей.
3.4. Осторожно, не торопясь, принимать горячую пищу.
3.5. Пустую посуду складывать возле себя слева, не допуская ее падения.
4. По окончании приема пищи.
 4.1. Убрать свое место за обеденным столом (посуду сдать в мойку: отдельно тарелки, отдельно стаканы и ложки).
 4.2. Тщательно вымыть руки с мылом. 5. В случае возникновения чрезвычайной ситуации (пожара, задымления и т.п.)
 5.1. Немедленно сообщить дежурному учителю (повару, воспитателю) о замеченных признаках пожара, задымления и т.п.
 5.2. Выполнять все указания дежурного учителя (повара, воспитателя).
5.3. В случае необходимости - покинуть помещение без суеты, пропуская вперед младших учащихся.
 СОБЛЮДЕНИЕ ДАННОЙ ИНСТРУКЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЛЯ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ ВО ВРЕМЯ НАХОЖДЕНИЯ В СТОЛОВОЙ!]]>

ИНСТРУКЦИЯ по правилам поведения учащихся в столовой
 При посещении столовой учащийся обязан:
 1. Общие требования.
 1.1. Входить и выходить из помещения столовой спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок.
1.2. Не вносить в столовую сумки и портфели.
 1.3. Не входить в пищеблок (на кухню).
1.4. Бережно относиться к мебели и посуде.
1.5. Не входить в столовую в верхней одежде.
2. Перед приемом пищи.
2.1. Перед едой вымыть руки с мылом.
 2.2. Прибывать в столовую в соответствии с графиком приема пищи.
 2.3. При получении обеда соблюдать порядок, пропускать младших.
2.4. Занять свое место за обеденным столом.
3. При приеме пищи.
3.1. Соблюдать правила культуры поведения за обеденным столом.
3.2. Не мешать приему пищи товарищей.
 3.3. Не разговаривать во время приема пищи, не толкать соседей.
3.4. Осторожно, не торопясь, принимать горячую пищу.
3.5. Пустую посуду складывать возле себя слева, не допуская ее падения.
4. По окончании приема пищи.
 4.1. Убрать свое место за обеденным столом (посуду сдать в мойку: отдельно тарелки, отдельно стаканы и ложки).
 4.2. Тщательно вымыть руки с мылом. 5. В случае возникновения чрезвычайной ситуации (пожара, задымления и т.п.)
 5.1. Немедленно сообщить дежурному учителю (повару, воспитателю) о замеченных признаках пожара, задымления и т.п.
 5.2. Выполнять все указания дежурного учителя (повара, воспитателя).
5.3. В случае необходимости - покинуть помещение без суеты, пропуская вперед младших учащихся.
 СОБЛЮДЕНИЕ ДАННОЙ ИНСТРУКЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЛЯ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ ВО ВРЕМЯ НАХОЖДЕНИЯ В СТОЛОВОЙ!]]>
medetbekovaA Wed, 18 Oct 2023 16:05:31 +0600