Семинар «Проектная деятельность учащихся: основные подходы и формы организации» » КГУ «Школа-лицей №28 им.М.Маметовой»
Алматы қаласы Білім басқармасының
«М.Мәметова атындағы №28 мектеп-лицей»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 261-64-82
Есепші бөлімі:
+7(727) 272-69-46
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Семинар «Проектная деятельность учащихся: основные подходы и формы организации»
18
наурыз
2020

Семинар «Проектная деятельность учащихся: основные подходы и формы организации»

Введение обновленного образования в Республике Казахстан определяет новые цели и ценности образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Приоритетным направлением становится переход к организации такой учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора и помощника. Новая модель образования предполагает активную творческую деятельность учащихся. Проекты и исследовательские работы отвечают этим требованиям, становятся одним из важнейших условий, эффективности подготовки обучающихся к жизни в социуме и в профессиональном самоопределении. 

 Какими же качествами должен обладать современный ученик?

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней своё место;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;
  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Поэтому учитель сегодня выбирает такие методики, приемы и технологии, которые помогали бы воспитать все эти качества в наших учащихся.

Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность. 

Актуальность использовани проектной и исследовательской деятельности в современном образовании определяется их многоцелевой и многофункциональной направленностью. 

Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной задачи, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Проект – это прототип, прообраз предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел; проектирование – процесс создания проекта. 

Проектная деятельность учащихся определяется как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. 

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Исследование– это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Исследовательские работы – это творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является неопределенность результата, который могут дать исследования.

Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретнойлично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Проект всегда ориентирован на практику. Ребенок, реализующий тот или иной проект, решает реальную проблему. Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами проектирования изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.  

Основные отличия проектной деятельности от исследовательской: 

-Проектная деятельность направлена на получение конкретного позитивного результата- продукта, который можно реально предъявить. Замысел и конечный продукт должны совпадать в основных параметрах. 

-Исследовательская деятельность направлена на решение проблемы. Отрицательный результат-тоже результат. В основе лежит формирование и проверка гипотезы.

 Соотношение проектирования и исследования следующее:

Проектирование

Исследование

1. Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния

1. Не предполагает создание заранее планируемого объекта

2. Решение практической проблемы

2. Создание нового интеллектуального продукта

3. Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды

3. Процесс поиска неизвестного, получение нового знания

Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении представлена в Примерной образовательной программе основного среднего образования и включает в себя типы проектов по следующим основаниям: виды проектов; содержание проектов; количество участников; длительность; дидактические цели.

Типология форм организации проектной деятельности обучающихся 

по видам проектов: исследовательский, творческий, инновационный, игровой (ролевой), прикладной (практико-ориентированный), информационный (поисковый).

Типология форм организации проектной деятельности обучающихся 

по содержанию проектов: монопредметный, метапредметный (к области знаний, к нескольким областям, к области деятельности).

Типология форм организации проектной деятельности обучающихся 

по количеству участников проекта: индивидуальный, парный, малогрупповой(до 5 чел.), групповой( до 15 чел.), коллективный (класс, школа), городской, республиканский, международный, сетевой.

Типология форм организации проектной деятельности обучающихся 

по длительности проектаМини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные.

Типология форм организации проектной деятельности обучающихся 

по дидактической цели проекта: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт проектной деятельности, интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы.

 Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель.

Самым важным, является постановка цели своей работы.  Первым шагом в проектной деятельности, является работа над учебным проектом.

Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, изучаемых в ходе учебных курсов. 

Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно.

 Помощь необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. 

Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. 

Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.

Проект — это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. 

Философия, далекая от формирования теоретической образованности.  Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: 

Заключение

Зачем нужно учиться делать проекты?  Чтобы потом осуществлять их в жизни; чтобы понимать: хорошая идея сама по себе ещё не решает исход дела, необходимо представлять себе, каков механизм её реализации, как будет выглядеть конечный продукт. 

Зачем нужно учиться проводить исследования? 

    Чтобы поддерживать врожденное любопытство Ребёнка и снабжать его инструментарием, показывающим, что мы можем успешно познавать мир. Эту же цель можно определить, как превращение поведенческой модели в культурную роль «исследователей»


Приложение 1

Как оформить исследовательский проект

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

Некоторые ученые говорят, что проект – это пять «П»:

1. Проблема

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4. Продукт (создание проектного продукта)

5. Презентация проектного продукта.

Этапы работы над проектом:

  1. Выбор проблемы и темы, обоснование актуальности.
  2. Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.
  3. Подбор и изучение материалов по теме.
  4. Составление библиографии.
  5. Выбор методов исследования.
  6. Разработка плана проекта.
  7. Написание исследовательского проекта.
  8. Оформление исследовательского проекта.

1 этап. Выбор проблемы и темы, обоснование актуальности

Проблема – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования.Постановка проблемы включает:

  • выявление противоречия в научном знании: что уже сделано, что осталось нераскрытым и что предстоит сделать (на этой основе формулируется противоречие);
  • постановку проблемы или выделение основополагающего вопроса.

            Наиболее трудный момент – это формулировка темы. Тема должна быть актуальна, отличаться новизной, направлять поиск еще не разрешенных проблем и вопросов. Тему исследования лучше выбирать узкого плана, а не глобального. В формулировке темы не должно содержаться вопроса, цитаты из каких либо источников, лишних слов, отличных от формулировки проблемы.

2 этап. Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования

Объект исследования – это процесс, который привел к проблеме.

Объект исследования – это процесс, результат которого можно изменить (улучшить, увеличить и т.д.) в ходе самого исследования.

Затем определяется цель исследования, т.е. то, чего собирается добиться в своей работе исследователь, какой результат он намерен получить.

Цель исследования должна быть одна. 

Задачи исследования должны соответствовать проблеме и предмету исследования. Задачи – это уточнение плана исследования, уточнение цели.

Гипотеза – это предположение, это предполагаемый нами ответ на заданный вопрос.В ходе работы предположение может быть либо подтверждено (истина), либо опровергнуто (ложь).  

При   формулировке гипотезы следует исходить из проблемы исследования, поскольку гипотеза есть предположение о возможном решении данной проблемы.

3 этап. Подбор и изучение материалов по теме

При изучении материалов по выбранной теме, принято все источники делить на первоисточники и вторичные источники. Первоисточником считается первоиздание. Перевод, антология, пересказы, сделанные другими авторами, даже оснащенные длиннейшими цитатами, источниками не являются.

4 этап. Составление библиографии

Составление библиографии – неотъемлемая часть работы над исследовательским проектом. Существуют определенные правила оформления библиографического списка, такие как: 

Список составляется строго по алфавиту, причем издания на русском языке пишутся вначале, а уже за ними – издания на иностранных языках.

Источники (документальные материалы, воспоминания, переписка, и т.д.) пишутся в начале. Так, например, можно разделить библиографию на источники и литературу.

Правила, используемые при составлении списка литературы те же, что и при составлении сноски.

 Разница лишь в том, что в конце описания указывается общее количество страниц в книге либо страницы, на которых опубликована статья в сборнике, газете, журнале. 

5 этап. Выбор методов исследования

Обязательно в исследовательском проекте указание методов исследования, которые служат инструментом для добывания фактического материала, являются необходимым условием достижения поставленной цели.

6 этап. Разработка плана проекта

Рабочий план поможет прояснить, что необходимо сделать. Рабочий план состоит из заглавия, введения и содержания

Удачное заглавие содержит в себе всю концепцию (идею) работы. Если введение никак не получается, значит, нет четкого понимания, с чего следует начать. А если, начиная работать над проектом, вы знаете, как начать, значит, вы хоть приблизительно предполагаете, чем завершить. Понятно, что введение и содержание будут неоднократно переписаны, будут меняться.

Назначение введения – помочь читающему вникнуть в вашу работу. 

В содержании ваша работа должна логически подразделяться на главы и параграфы, пункты и подпункты.

7 этап. Написание исследовательского проекта

При написании исследовательского проекта следует учитывать, что язык и стиль его – научный. Научный стиль имеет свои особенности: 

-строгую логичность;

-точность;

-обобщенность;

-объективность изложение фактов;

-ясность;

-краткость.

8 этап. Оформление исследовательского проекта для его защиты

Формы оформлений:

-компьютерная презентация;

-реферат;

-доклад;

-портфолио и т.д.

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Темы мини-проектов из базы данных школы. 


Приложение 2 

Глоссарий

Актуальность - показатель исследовательского этапа проекта. Определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью практики. Обосновать актуальность — значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. 

Задачи проекта - это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели. 

Заказчик проекта - лицо или группа лиц (внутри или вне школы), испытывающих затруднения в связи с имеющейся социальной проблемой, разрешить которую призван данный проект. 

Защита проекта - наиболее продолжительная и глубокая форма презентации проекта, включающая вопрос-ответный и дискуссионный этапы. 

Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, напр., противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения, недостаток информации о чем-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др. 

Продукт проектной деятельности - разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы. 

Цель проекта - модель желаемого конечного результата.


Приложение 3 


к  Правилам организации и проведения республиканских конкурсов научных проектов по общеобразовательным предметам


Критерии оценки

исследовательских работ школьников, представляемых на республиканские соревнования «Модели экономического и социально-культурного развития республики в свете стратегии «Казахстан-2030»

Оцениваемый параметр

Возможные оценки

Обоснование  оценки


1. Творческая способность

30 баллов для индивидуальной работы, 


25 баллов для командной работы

25-30 для индивидуальной работы и 20-25 для командной работы выставляется, если автор(ы) работы проявляют творческую способность в разработке нового научного подхода к решению проблемы.

20-25  баллов для индивидуальной работы и 15-20 баллов для командной работы выставляется, если автор(ы) проявляют творческую способность к использованию новых подходов к анализу данных или новому использованию оборудования.

10-20 инд. и 10-15 ком. выставляется, если проявляется творческая способность при интерпретации данных. До 10 баллов выставляется, если проект носит реферативный характер.

2. Научное мышление

30 баллов для индивидуальной работы,

25 баллов для командной работы

Каждый из отдельных критериев оценивается в пределах 3 баллов для индивидуальной работы и 2,5 баллов - для командной.

для научного проекта:

1) насколько рассматриваемая проблема представлена ясно и однозначно;

2) насколько четко выделена решаемая задача, чтобы вероятность получения запланированного результаты была велика;

3) имеется ли четкий план решения задачи;

4) ясно ли определены и обозначены переменные в решении задачи;

5) увидел ли автор необходимость поэтапной проверки результатов (если таковая требуется) и правильно ли ее использовал;

6) адекватно ли выбраны данные, чтобы подтвердить заключение;

7) признает ли автор(ы) ограниченность данных для выводов;

8) есть ли у автора (команды) идея относительно следующего этапа исследований, гарантирующего решение проблемы;

9) цитирует ли автор(ы) научную литературу или только популярную.

для технического проекта:

1) насколько ясна цель работы;

2) действительно ли имеются потенциальные потребители изобретения;

3) осуществим ли в реальности результат;

4) экономно ли выполнен;

5) приемлем ли для потенциального пользователя;

6) может ли результат успешно использоваться для решения конечной поставленной проблемы;

7) действительно ли техническое решение имеет существенное преимущество по сравнению с предыдущими известными;

8) был ли результат проверен в реальных условиях;

9) есть ли у автора (команды) идея относительно следующего этапа исследований, гарантирующего решение проблемы;

10) цитирует ли автор(ы) научную литературу или только популярную.

3. Эффективность использованных методов исследования


15 баллов для индивидуальной работы, 

12 баллов для командной работы

10-15 для индивидуальной работы и 10-12 баллов для командной работы выставляется, если автор(ы) использовали в процессе работы современное эффективное оборудование или современные теоретические методы, что позволило получить принципиально новые результаты в данной области знаний.

5-10 инд. и 5-10 ком. выставляется, если используются рутинные методы исследования, но также позволившие получить новые результаты;

до 5 баллов выставляется, если работа носит реферативный характер.

4. Степень раскрытия темы (доскональность)

15 баллов для индивидуальной работы, 

12 баллов для командной работы

Оценка за этот параметр выставляется на основании оценок по отдельным критериям:

1) доведена ли работа до запланированной стадии;

2) насколько полно охвачена решаемая проблема;

3) основаны ли заключения на отдельном эксперименте или на повторных;

4) насколько досконально и ясно изложен материал в проекте;

5) знает ли автор(ы) другие подходы к решению проблемы;

6) насколько автор(ы) знакомы с научной литературой по изучаемой проблеме. 

За каждый из критериев может быть выставлено не более 2,5 баллов для индивидуального проекта и не более 2-х баллов - для командного проекта.

5. Ораторское мастерство, качество демонстрационного материала,

ясность

10 баллов для индивидуальной работы, 

10 баллов для командной работы

Оценка за этот параметр выставляется с учетом оценок по отдельным критериям:

1) насколько выигрышно и ясно автор(ы) докладывают работу - (3 балла);

2) насколько полно в докладе представлен материал проекта (2 балла);

3) насколько хорошо автор(ы) выделяют основные моменты проекта.  (1 балл);

4) насколько четко и ясно представлены эксперимент. (1 балл);

5) насколько четко и ясно выделены результаты проекта (1 балл);

6) насколько хорошо стенд поясняет результаты проекта (2 балла).

6. Уровень координации членов команды

(только для командных работ)

Всего 16 баллов

Оценка по этому параметру выставляется на основании оценок по отдельным критериям:

1) насколько четко и ясно обозначены  задачи  каждого участника в общей работе (4 балла);

2) насколько каждый член команды знаком с работой всей команды (3 балла);

3) насколько завершенная работа отражает скоординированные усилия всех членов команды (3 балла);

4) насколько хорошо каждый член команды докладывает материал проекта. (3 балла);

5) насколько было необходимо выполнять данный проект командой (3 балла) или можно было получить эти результаты индивидуально (0 баллов).  

(Указаны максимальные баллы, которые можно выставить за каждый критерий.

Итого: 100 баллов

prezentacija-seminar-2020.pdf [756,4 Kb] (cкачиваний: 58)
Посмотреть онлайн файл: prezentacija-seminar-2020.pdf


Мингалева Л.В. учитель экономики    

Школа-лицей № 28 им. М.Маметовой