Адаптация первоклассников » КГУ «Школа-лицей №28 им.М.Маметовой»
Алматы қаласы Білім басқармасының
«М.Мәметова атындағы №28 мектеп-лицей»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 261-64-82
Есепші бөлімі:
+7(727) 272-69-46
Нашар көрушілер
нұсқасы
16
қазан
2019

Адаптация первоклассников

Адаптация первоклассников

В 2019 году в школе-лицее №28 им.М.Маметовой пять  первых классов, где обучаются 148 детей. По наблюдениям адаптация наших первоклассников прошла успешно.

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
   Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.


В   1-х классах  в сентябре 2019года было проведено исследование на определение уровня тревожности по методике «Дерево с человечками» по Пономаренко. 

Проведенные исследования помогли выявить:

- есть ли у учащихся установка на преодоление препятствия

- какова открытость, дружелюбие и общительность учащихся

- устойчивая ли позиция учащихся в окружении и комфортность

- существует ли утомляемость

- присутствуют ли мотивация на развлечения

- есть ли у детей тревожность, замкнутость, отстраненность от окружающих

- есть ли дети в кризисном состоянии

-есть ли учащиеся, испытывающие скорбь, утрату

-какова самооценка учащихся, установка на лидерство.

Результаты показали:

параметры

1 «А»

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

1 «Д»

настрой на преодоление препятствий

2

1

4

2

5

устойчивая ли позиция учащихся в окружении и комфортность

21

24

20

20

21

существует ли утомляемость

1

0

1

2

0

присутствуют ли мотивация на развлечения

1

0

0

0

1

есть ли у детей тревожность, замкнутость, отстраненность от окружающих

2

3

1

2

0

есть ли дети в кризисном состоянии

0

0

0

0

0


Дети, находящие в состоянии одиночества и испытывающие трудности, должны быть включены классным руководителем для работы в классе (развитие отношений и вовлечение в социум класса, оказание помощи в освоении программного материала, изучение семейных отношений).

Причины:


Этап обучения

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

1 класс

Освоение приемов учебной деятельности и системы школьных требований, формирование произвольности психических про­цессов

Изменяющаяся: предполагает осво­ение новых вариантов ролевого взаимодействия (ученик- учитель, ученик -одноклассники, ученик -родители ученика)

Изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых. Необходимость придерживаться правил школьной жизни. «Сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни. Изменение режима дня, возрастание психофизиологических нагрузок. Необходимость освоения ролевого взаимодействия со значимыми другими (учителями). Столкновение с системой школьных оценок


Рекомендации:

Классным  руководителям и родителям:

     1. Полезно снизить количество замечаний.

2.Проводить упражнения для снятия мышечного  напряжения,  упражнения на релаксацию

3.Помогать ребенку находить ситуации, в которых он будет успешен. 

4.Хвалить его чаще, быть щедрым на проявления любви и ласки. 

5.Повышать самооценку ребенка. 

6.Поручать выполнение престижных поручений

7. Если сравнивать результаты работы, то только его собственные (достиг вчера, неделю или месяц назад)