Адаптация первоклассников
Адаптация первоклассников
В 2019 году в школе-лицее №28 им.М.Маметовой пять первых классов, где обучаются 148 детей. По наблюдениям адаптация наших первоклассников прошла успешно.
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
В 1-х классах в сентябре 2019года было проведено исследование на определение уровня тревожности по методике «Дерево с человечками» по Пономаренко.
Проведенные исследования помогли выявить:
- есть ли у учащихся установка на преодоление препятствия
- какова открытость, дружелюбие и общительность учащихся
- устойчивая ли позиция учащихся в окружении и комфортность
- существует ли утомляемость
- присутствуют ли мотивация на развлечения
- есть ли у детей тревожность, замкнутость, отстраненность от окружающих
- есть ли дети в кризисном состоянии
-есть ли учащиеся, испытывающие скорбь, утрату
-какова самооценка учащихся, установка на лидерство.
Результаты показали:
параметры | 1 «А» | 1 «Б» | 1 «В» | 1 «Г» | 1 «Д» |
настрой на преодоление препятствий | 2 | 1 | 4 | 2 | 5 |
устойчивая ли позиция учащихся в окружении и комфортность | 21 | 24 | 20 | 20 | 21 |
существует ли утомляемость | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 |
присутствуют ли мотивация на развлечения | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
есть ли у детей тревожность, замкнутость, отстраненность от окружающих | 2 | 3 | 1 | 2 | 0 |
есть ли дети в кризисном состоянии | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Дети, находящие в состоянии одиночества и испытывающие трудности, должны быть включены классным руководителем для работы в классе (развитие отношений и вовлечение в социум класса, оказание помощи в освоении программного материала, изучение семейных отношений).
Причины:
Этап обучения | Возрастные задачи развития | Социально-педагогическая ситуация | Типичные причины школьной тревожности |
1 класс | Освоение приемов учебной деятельности и системы школьных требований, формирование произвольности психических процессов | Изменяющаяся: предполагает освоение новых вариантов ролевого взаимодействия (ученик- учитель, ученик -одноклассники, ученик -родители ученика) | Изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых. Необходимость придерживаться правил школьной жизни. «Сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни. Изменение режима дня, возрастание психофизиологических нагрузок. Необходимость освоения ролевого взаимодействия со значимыми другими (учителями). Столкновение с системой школьных оценок |
Рекомендации:
Классным руководителям и родителям:
1. Полезно снизить количество замечаний.2.Проводить упражнения для снятия мышечного напряжения, упражнения на релаксацию
3.Помогать ребенку находить ситуации, в которых он будет успешен.
4.Хвалить его чаще, быть щедрым на проявления любви и ласки.
5.Повышать самооценку ребенка.
6.Поручать выполнение престижных поручений
7. Если сравнивать результаты работы, то только его собственные (достиг вчера, неделю или месяц назад)