Доклад директора Медетбековой А.Т.на Педагогических чтениях, направление Менеджмент. » КГУ «Школа-лицей №28 им.М.Маметовой»
Телефон директора:
+7(727) 261-64-82
Телефон бухгалтерия:
+7(727) 272-69-46
Версия
для слабовидящих
» » Доклад директора Медетбековой А.Т.на Педагогических чтениях, направление Менеджмент.
19
март
2019

Доклад директора Медетбековой А.Т.на Педагогических чтениях, направление Менеджмент.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЗАХСТАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.


Медетбекова А.Т.

Директор КГУ «Школа-лицей 

№ 28 им.М.Маметовой»


    В январе 2019 года в Казахстане официально стартовал Год молодежи. В ходе торжественной церемонии открытия Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем выступлении в очередной раз подчеркнул необходимость воспитания у молодежи чувства патриотизма, как одного из важнейших направлений формирования конкурентоспособного поколения наших граждан. «Молодежь — это ключевой фактор конкурентоспособности нашей страны. Именно от вас, от вашей энергии, знаний, патриотизма зависит будущее Казахстана. Я это говорю всей казахстанской молодежи», — отметил Президент. /1/

 Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. В условиях модернизации казахстанского образования проблема гражданско-патриотического   воспитания молодежи становится одной из актуальнейших. 

     Цель гражданско-патриотического воспитания школьников — развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. 

   Патриотизм определяется такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.  

       Реализация гражданско-патриотического воспитания школьников требует развитие механизмов управления процессом формирования гражданственности и патриотизма учащихся. Наш лицей – одно из старейших учебных учреждений города и на протяжении многих лет воспитание гражданственности и патриотизма является основополагающим компонентом учебно-воспитательной работы лицея.  

       Воспитание патриотизма достигается всей многообразностью учебно-воспитательной работы, осуществляемой образовательными учреждениями, семьей, общественностью. Это обуславливает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: учителей, учащихся, родителей, общественных организаций и государственных структур системы образования. Структура гражданско-патриотического воспитания в лицее  включает в себя урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.

Эффективность управления системой гражданско-патриотического воспитания достигается  созданием единого воспитательного пространства, включающего в себя все субъекты образовательного процесса. В течении многих лет в лицее сформировалась модель системы гражданско-патриотического воспитания. Работа по формированию гражданственности и патриотизма осуществляется в четырёх направлениях: 

  • с педагогическим коллективом,
  • с учащимися,
  • с родителями 
  • с общественными организациями.
  • Работа с педагогическим коллективом.           

Перед педагогическим коллективом поставлены задачи внедрения в практику современных технологий обучения, использование новых методов преподавания, в рамках реализации обновленного содержания образования, включение в целеполагание урока основных положений программы «Мәңгілік Ел», использование интерактивных  и коммуникативных методик в учебной и внеклассной работе, освоение и апробация новых программ обучения и воспитания.

Для реализации данных задач в лицее регулярно проводятся обучающие семинары, дни обмена опытом, научно-практические семинары районного и городского уровня.

Учителя лицея активно участвуют в конкурсах различного уровня и акциях по гражданско-патриотическому воспитанию. Лицей включен в пилотный проект по апробации новой программы по НВП. 

На базе лицея проходят практику студенты КазНПУ им.Абая по предмету НВП.

В инвариантной части учебного плана реализуются программы лицейского компонента по курсам: «Краеведение», «Основы экономики и финансовой грамотности», «Основы робототехники», «Компьютерная графика», «Алгоритмизация и основа программирования», «Решение задач повышенной сложности по физики», «В мире иррациональности», «Математические модели в естествознании и экономики» , «Химия и физика на английском языке» и другие.

  • Работа с учащимися ведется по нескольким  направлениям: 
  • Учебная деятельность. Уроки с применением активных и интерактивных стратегий. Предметы гуманитарного цикла представляют собой важнейший источник целенаправленного формирования гражданина и патриота, его взглядов, убеждений и идеалов. Важнейшую роль в этом принадлежит урокам обществознания и истории.  На современном этапе модернизации образовательного процесса эффективными являются уроки с применением технологий сотрудничества, ролевых и деловых игр, дискуссии, которые способствуют формированию гражданского мышления учащихся. В рамках обновленного содержание образования широко применяется интеграция предметов.
  • Воспитательная деятельность. Огромную роль в формировании активной гражданской позиции и патриотизма играет работа классного руководителя. Тематические классные часы, беседы, экскурсии в музеи и на выставки, в театр. Классными руководителями лицея ежегодно организуют экскурсии в музеи города: Центральный Государственный музей, художественный музей им. Костеева, Дом – музей Кунаева, Музей книги, Музей Алматы, краеведческий музей при Академии Наук, а так же в дом-музей Джамбула.

Традиционными стали встречи учащихся лицея с выпускниками прошлых лет – известными людьми, организованные в рамках реализации  Президентской программы: «Болашаққа бағдар» - Рухани жағыру и программы «Преемственность поколений». За последние два года были проведены встречи с Олжасом Сулейменовым, Аслы Османовой, Смаиловым Асханом Смаиловичем, Аравиным Юрием Петровичем и другими представителями творческой и научной интеллигенции. 

  • Поисково-краеведческая деятельность. В нашем лицее создан Музей Боевой Славы. В 2018 году мы отметили его 40-летие. В музее постоянно проходят экскурсии для школьников и гостей лицея. Экскурсоводы из числа старшеклассников рассказывают об истории школы, о выпускниках школы – героях Советского Союза и участниках ВОВ. На базе музея проходят военно-патриотические мероприятия районного, городского и республиканского уровня. Семь лет в лицее существует военно-патриотический клуб «Улан». Члены клуба принимают активное участие в ежегодных военно-спортивных мероприятиях, поисковой работе. Так при поддержке Фонда Первого Президента Республики Казахстан, Лидера нации, поисковый отряд, из членов клуба совершил поездку в Росийскую Федерацию, в город Невель, Псковской области на место захоронения героя Советского Союза Маншук Маметовой. Ребята посетили местный музей М.Маметовой, провели встречу с членами краеведческого клуба городской школы. Побывали на месте гибели М.Маметовой и А.Молдагуловой. На месте захоронения М.Маметовой  улановцами впервые была организована 2-х часовая Вахта памяти. Из этой поездки были привезены новые экспонаты в Музей Боевой Славы, земля с места гибели М.Маметовой и материалы о воинах – казахстанцах, сражавшихся за Невель. По итогам поездки проведена конференция.
  • Проектная деятельность. Ещё Конфуций говорил: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать  – и я пойму». Чтобы воспитать достойного гражданина общества необходимо вовлекать молодежь в решение практических вопросов и проблем. Участвуя в социальных проектах, учащиеся приобретают такие качества как толерантность, сочувствие, законопослушность, уважение прав, готовность к компромиссам, социальную активность. Одним из направлений реализации социальных проектов являются организация работы ученических клубов. В клубе старшеклассников проходят круглые столы и диспуты по проблемным вопросам современного общества. Во время таких мероприятий учащиеся учатся свободно высказывать и отстаивать свое мнение, быть терпимыми к другим точкам зрения, уметь понять позицию оппонента, находить компромисс, вести диалог. Для изучения культурного наследия и произведений великих поэтов, писателей, художников в школе организованы: клуб любителей театра, клуб «Юный турист». Наши ребята регулярно посещают театр, ходят на выставки и в музеи. Реализуются программы на базе школы по изучению казахских народных инструментов и народного творчества. Так для старшеклассников был проведен цикл встреч с искусствоведом, автором книг по истории национальных инструментов Аравиным Ю.П.
  • Школьный туризм. Развитие школьного туризма позволяет школьникам побывать в музеях под открытым небом, увидеть древние городища, познакомится с достопримечательностями и традициями своего народа и других культур. Ребята побывали в Астане, Туркестане, Таразе, Санкт-Петербурге. Посетили музеи под открытым небом Тамгалы и тамгалы-Тас, музей Чокана Валиханова, музей Джамбула. Ежегодно организуются экологические тропы по территории Алматинского заповедника, парка-дендрариума и многое другое. Такие экскурсии прививают любовь к родному краю, уважение традиций своего народа и других культур.
  • Конкурсы и олимпиады.  Ежегодно наши учащиеся принимают участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня по вопросам гражданско-патриотического образования. 
  • Работа с родителями.

Важным средством гражданского и патриотического воспитания является пример родителей. Воспитание детей – это не только родительский, но и гражданский долг. Фундаментом авторитета родителей становится их добросовестный труд на благо семьи и во имя Родины, высокие моральные качества гражданина Отечества, человеческие  качества отца и матери – первых воспитателей своих детей.

Педагогический коллектив лицея активно сотрудничает с родителями. В течении года организуются родительские лектории, анкетирование и тестирование, проводятся совместные праздники, спортивные мероприятия. Родители активно участвуют в форумах, социальных акциях и других мероприятиях образовательного и воспитательного характера.


  • Работа с общественными организациями.


Ежегодно в лицее проводятся мероприятия совместно с Советом ветеранов ВОВ, советом ветеранов воинов афганцев, Фондом первого Президента. Традиционными являются встречи с ветеранами, вахты Памяти, возложение цветов к памятникам М.Маметовой и А.Молдагуловой, 28 героям Панфиловцам, С.Луганскому, воинам –афганцам. 

Сложившаяся в лицее модель системы гражданско-патриотического воспитания включает в себя мероприятия объединяющие работу всех направлений. За многие годы в лицее определился круг мероприятий (коллективные творческие дела), которые стали   школьной традицией, можно сказать «визитной карточкой» школы. Ежегодно в лицее проводятся митинги и Вахты Памяти, посвященные Дню Победы, Дню рождения Маншук Маметовой, поздравление ветеранов Великой Отечественной войны в День Победы, День культур народов Казахстана (Наурыз), День благодарности, проведение спортивно-массовых мероприятий : «Веселые старты», «Папа, мама и я – спортивная семья»; конкурсы чтецов, конкурс самодеятельности и др.

  На базе лицея, в рамках месячников и декад  проводятся конкурсы и смотры районного и городского уровня.

          В лицее созданы все условия для формирования единого воспитательного пространства с целью формирования гражданственности и патриотизма. Многолетний опыт показывает, что эффективность работы по формированию активной гражданской позиции и чувства патриотизма заключается в системном подходе. Именно системность лежит в основе модели управления процессом формирования гражданско-патриотических компетентностей в условиях единого воспитательного пространства.

     Результатом успешной реализации системы гражданско-патриотического воспитания лицея  являются наши учащиеся и выпускники – активные граждане и успешные личности. Среди них: Олжас Сулейменов – величайший поэт ХХ века, Рыспеков Тимур – победитель проекта «100 новых лиц Казахстана», Булат Аюханов – известный балетмейстер Казахстана, Денис Тен – олимпийский чемпион ,  Алихан Смаилов – первый заместитель премьер министра РК, министр финансов РК.


Список литературы:

  1. Выступление Президента Казахстана Н.А. Назарбаева на торжественной церемонии открытия Года молодежи / Назарбаев, Нурсултан Абишевич, - Республиканская газета «Казахстанская правда» - 24.01.2019г
  2. Марденская С. Ф., Марденский С. В. Проектная деятельность в системе военно-патриотического воспитания: Подготовка допризывной молодежи к армии через реализацию проектов военно-патриотической направленности в условиях подросткового объединения // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. –№ 1
  3. . Синягина Н. Ю. О патриотизме и воспитании патриота: аспект управления процессом гражданско-патриотического воспитания // Воспитание школьников. – 2011. – № 1.
  4. Сорокина Е. Н. Модель системы гражданско-патриотического образования и воспитания в условиях гимназии // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1.

  5.